![]() | ![]() |
медное литье |
![]()
| Власова В.В. © 1999 На данный момент специального исследования, посвященного старообрядческому медному литью в Коми крае нет. В 1996 году была опубликована статья Н.Н.Чесноковой (1996), которая предлагает использовать литьё как один из источников по истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья. На территории Коми края медное литьё получило широкое распространение в среде как русских, так и коми старообрядцев, проживающих в низовьях Вашки, верховьях Вычегды, на средней и верхней Печоре. В настоящее время нет информации о существование местного центра производства. Единственное упоминание о литье икон на верхней Печоре встречающеся в отчёте Ю.В.Гагарина (Научный отчет 1967), каких-либо подтверждений не имеет. Сейчас большинство жителей старообрядческихсел не считает себя староверами: "Мы не староверы, мы - мирские, староверы это те, кто из отдельной посуды ест". Устаниовить каких идеологических принципов придерживались верхневычегодские старообрядцы в настоящий момент установить сложно, представлений о толках и согласиях они не имееют, схожую ситуацию можно наблюдать и в других районах. Коми староверы Вашки и Верхней Вычегды считают, что, литьё (кöрт öбраз, ыргöн öбраз) обладает большей благодатью, чем писанные образа; на бытовом уровне объясняют его больше практичностью. На удоре говорят, что металлические образа настоящие, их привозили (ваема тор), делали знающие люди, а писанные -местного производства (ас карöм) (полевые материалы автора 1999). Литые предметы используются в обрядах, сопровождающих рождение и первые годы жизни ребёнка: при крещении образком освящается вода в купели, крест-распятие кладут в колыбель младенцу, что связано с традиционными представлениями о кресте, как обереге. В свадебной обрядности, складни, образа принято давать в приданое; несмотря на существующий запрет, в ряде случаев разбирают складни, чтобы дочь унесла с собой в дом мужа. Обязательным является наличие литья в похоронной обрядности: в момент положения тела в гроб, при поминании умерших,литые образки и кресты врезаются в намогильные памятники (сейчас не врезают, а приносят с собой на кладбище). Литые иконы, складни, кресты используются для освящение воды во время церковных праздников. В народной среде существует определенная классификация литья: деление на женские и мужские (по сюжетам, месту хранения - в шевносе уд., инь пов ввч.), личные и выставленные в божнице, мирские и "староверские" (не отличались по изображениям) (полевые материалы автора 1999). Медное литьё, иное по иконографии, сюжетам используется в аналогичных целях русскими староверами Нижней Печоры; среди коми нестарообрядцев оно менее распространено, что позволяет говорить о литье как специфической черте культуры староверов. Учитывая роль литья в обрядах, особенности проведения которых определяют конфессиональную принадлежность, круг предметов не может быть случайным. Основываясь на иконографических, технологических различиях можно определить, к какому согласию принадлежал владелец, проследить контакты коми староверов со старообрядческими общинами других регионов, а так же связи между общинами внутри республики, более точно определить ареалы распространениястарообрядчества. ![]() Удора (дд. Коптюга, Муфтюга, Вильгорт, Острово, сс. Чупрово, Пучкома, Важгорт). Преобладает поморское литье XIX века, присутствуют изделия московсого производства (Преображенка). Следует отметить наличие литья, относящегося к центрально-русской традиции (Гуслицы), предположительно датируемого XVIII веком, это не только образки и складни, но и кресты, имеющие титло"I.H.Ц.H.", подобные предметы встречаются реже, малочислены (с. Чупрово, Коптюга, Острово). Считают, что удорские староверы были филипповцами, с 60-х годов XIX века появились скрытники, наличие гуслицкого литья, причём, как правило, более раннего позволяет предположить, что здесь проживали сторонники других толков. О проживании в д. Кирик двух поповцев, сообщает Гагарин Ю.В. (1980). Известно, что гуслицкое литьё было в ходу у староверов - поповцев, а так же то, что кресты с титлой принимали федосеевцы (после 1751 года отделившиеся от них "титловцы"). Староверы Удоры поддерживали контакты с Поморьем, Москвой, Усть-Цильмой (Гагарин Ю.В. 1973). Преобладание поморского литья позволяет говорить об относительно однородной конфессиональной принадлежности населения указанных деревень. ![]() Усть-Куломский район. В старообрядческих селах Воч, Керчомья присутствует гуслицкое, центрально-русское литьё, большей частью XIX век; поморское, московское (Преображенка-?) литьё XIX века; встречаются экземпляры, датировать и атрибутировать которые затруднительно. Выявить преобладание одной традиции не удалось. Однако, можно назвать наиболее популярные сюжеты: Распятие и изображения Богородицы (сс. Керчомья, Воч). Во время похорон обязательно наличие литого образка на груди покойного, если мужчина, то это должно быть Распятие, если женщина- Богородица (полевые дневники автора 1999). Что подтверждает информацию о проживание в этих селах стороников спасовского (т.н. глухая нетовщина) согласия. Считают, что спасовское медное литье можно отличить по тому, что на оглавии непременно помещался Нерукотворный Образ, и были распространены только 2 вида икон: образы Спасителя и Богородицы (Старообрядчество, 1996). Медное литье зафиксировано в с. Деревянск - 7 предметов, д. Канава, д. Ваполка- по одному. 6 (образки, складни, крест) определены как гуслицкое литье (большая часть имеет прямоугольное навершие "Спас на убрусе"), 2 складня- поморское (московское-?). В Деревянске литье было изъято из церкви в 20-е годы, в д. Ваполка складень был найден в заброшенном доме. Учитывая торговые связи с Чердынью, контакты с населением верхней Печоры, можно предположить, что на верхней Вычегде проживали представители других согласий, возможно, поморского, о чём свидетаельствует и распространение поморского литья (кресты, складни). Бытование гуслицких крестов и складней XIX века, позволяет предположить, что в этом районе жили староверы-поповцы. ![]() Повычегодье. Из 35 предметов 15 были приобретены в г. Сыктывкаре; 6 - в Сысольском районе(с.Пыелдино); 3 - в Сыктывдинском (с.Палевицы,с.Зеленец); по 2 - в Койгородском, Усть-Вымском, откуда поступили другие неизвестно. Представлено литье разных центров: поморское, московское, гуслицкое. Это складни, иконы, образки, кресты, датируемые XIX веком. ![]() Научный архив Коми Научного Центра Уральского Отделения РАН Фонд 1, оп. 13, дело 159. Научный отчет этнографической экспедиции 1967 г. в Троицко-Печорский район Коми АССР по теме: "Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление". Винокурова Э.П. Основные принципы классификации русской медной художественной пластики к. XVII - XVIII вв. Автореферат. Л., 1989. С. 5-17. Винокурова Э.П. Модель меднолитого складня "Двунадесятые праздники" к. XVII - н. XVIII вв. // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуция/ под ред. А.В.Рындиной. М., 1991. С.128-172. Винокурова Э.П. Поморское медное литье в собрании Карельского государственного краеведческого музея // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992. Винокурова Э.П. О типологии медной художественной пластики конца ... века. принципы формирования научного каталога // РМЛ. Вып. 1. М., 1993. С. 34-42. Винокурова Э.П. Русская медная литая пластика к.XVII-н.XXв.: типологический аспект.// Древнерусская скульптура. Вып. 2. M. C.202-245. Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика // неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994. С. 37-58. Гагарин Ю.В. Старообрядчество на Мезени и Пинеге в XIX- начале XX вв. // Вопросы социально-экономической истории Коми края. Труды ИЯЛИ. Вып. 23. Сыктывкар, 1980. С. 81-98. Гагарин Ю.В. Старообрядцы.М.,1973. 142 с. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа Коми.М.,1978. Гнутова С.В. Медная мелкая пластика Древней Руси. (типология и бытование) // РМЛ. Вып.1. М.. 1993. С.7-20. Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII - XIX вв. в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой поморской обители) // Известия Академии наук СССР. Сер.6. 1926. Вып.15-17. С.1479 - 1490. Из корректуры книги В.Г.Дружинина "О поморском литье" (1919 г.) // РМЛ. Вып.2. С.106 - 120. Перетц В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья // Изв. ГосАкадемии Истории Материальной Культуры. Вып.73. Л., 1933. С. 3 - 55. Порфиридов Н.Г. Об одной группе древнерусских медных литых изделий // Сообщения Государственного Русского музея.Вып.VI.Л.,1959.С.52-55. Принцева М.Н. Памятники мелкой медной пластики в собрании Государственного музея истории религии и атеизма // Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1983. С. 35 - 52. Принцева М.Н. Коллекция медного литья Ф.А.Каликина в собрании отдела русской культуры Эрмитажа // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1984. М., 1986. С.396 - 408. Принцева М.Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях // Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1986. С. 47 - 63. Русская эмаль XVII- начала XX века- Russian enameis of the XVII- to the early XX century. Из собрания музея им. А. Рублева. М.,1994. Русское медное литье. М., 1993. Вып.1,2. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895. С.96 - 99. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе. СПб., 1898. С. 195 - 204. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / Сост. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. М., 1996. 318 с. Фролова Г.И. Медное литье // Культура староверов Выга. Culture of Old Believers of Vyg. Каталог. К 300-летию основания Вфговского старообрядческого общежительства. Изд-во АО "Карпован сизарексет". Петрозаводск. 1994. С. 18- 30. Чеснокова Н.Н. Источники к истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996.С. 297- 315. ![]() |
|