вычегодские старообрядцы |
| Власова В.В. © 1999 Верхняя Вычегда. С середины XVIII века беглые старообрядцы из Соликамского, Тобольского и Чердынского уездов, скрываясь от преследователей обосновываются на р. Тимшер (Чердынский уезд) и постепенно склоняют на свою сторону жителей сс. Воч и Керчомья Яренского уезда. Верхневычегодские староверы относили себя к "глухой нетовщине", считали возможным крещение и венчание в церкви. Полный разрыв с официальной церковью происходил в пожилом возрасте. В 1763 г. в отношении старообрядцев на верхней Вычегде были предприняты карательные меры (Гагарин 1978). Жителей села Керчомья называют "керчомса кержакъяс"- "керчомские кержаки", ссылаются на то, что "каждый ел из своей посуды", "с одного ковша не пили". В начале XX века было записано предание о том, что староверы в с. Керчомья появились под влиянием русских, поселившихся на р.Тимшор в глухом лесу. Жили они как схимники, не женились. Предполагаем, что нетовщина была не единственным толком. Например, в с.Керчомья до сих пор говорят о том, что в одном конце села (Кылтыде) жили старообрядцы (поморцы-?), а в другой- православные, ссылаясь на то, что население Кылтыда не ходило в церковь, вероятно, посещали церковь нетовцы, тогда как жители Кылтыда этого не делали. Старообрядцы с. Нижняя Воч называли свой толк вераса, как и керчомцы были нетовцами (Лашук, Жеребцов 1960). Кроме указанных сел староверы жили в дд. Дзёль, Габово. В конце XIX века старообрядчество распространилось на Помоздинскую волость (Научный отчет 1970). В начале XX века видным "начетчиком" Керчомского прихода был И.И. Катаев, он же руководил старообрядческой общиной Вочевского прихода (Приложение к Вологодским Епархиальным Ведомостям 1904). Верхневычегодские старообрядцы поддерживали контакты с пермскими, верхнепечорскими старообрядческими общинами, а так же со староверами центральных регионов России (Приложение к Вологодским Епархиальным Ведомостям 1904, 1907). |
|