ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

удорские старообрядцы


 

 

Удорский район

Власова В.В. © 1999

Гагарин Ю.В., Власов А. Н. считают, что в низовьях Вашки староверы появились с XVIII века, хотя некоторые исследователи допускают более раннее время появления староверов в данном регионе. Окружной миссионер Василий Вишерский сообщал, что в Удорском крае встречаются раскольники новопоморцы, бегуны, странноприимцы, бракоборцы. Последователи всех сект первоначально получают крещение у православного священника и только под старость лет перекрещиваются...И нет ни одного такого человека в Удорском крае, который не был крещен в православной церкви. Наиболее ярко сохранились в памяти местного населения воспоминания о бегунах (скрытниках, крывшей). Есть еще люди, чьи родители были скрытниками, вынуждеными выйти в мир или странноприимцами- укрывали в своих домах крывшей. По документам Национального архива РК скрытничество появилось на Удоре во второй половины XIX века, где уже было распространено старообрядчество. Удорские староверы были в основном филипповцами, отличались ся строгим соблюдением правил древнего благочестия: крещение в церкви считали грехом, запрещали брак. Однако, с сер. XVIII века сторонники этого согласия были вынуждены допустить венчание в церкви, хотя брак считался временным. По окончании определенного срока муж и жена либо расходились, либо жили вместе как брат и сестра. Возобновление супружеских отношений считалось прелюбодеянием, порицалось единоверцами. На Вашке произошло разделение на ряд толков, которые стали называться по фамилии наставников: сазоновы, бозовы, рахмановы. южины. Наиболее влиятельным стало течение, которое возглавляли важгортские купцы Бозовы.

Скрытники проповедовали бегство от мира, считая что лишь таким образом можно добиться спасения души. Как отмечает Мальцев А.И. для существования этого согласия очень важна была поддержка странноприимцев, прежде всего, материальная. Последние не были полноправными членами согласия (запрет на молитву со странниками, совместную трапезу), они не подлежали крещению до выхода в странство, но это зачастую носило чисто ритуальный характер: странноприимцев крестили непосредственно перед смертью. Вероятно, именно из-за образа жизни скрытников по сей день ходят легеды об их захоронениях и богатстве. В д.Муфтюга рассказали как боялись сносить дом, так как ходили слухи, что в подвале этого дома были похоронены скрытники, или о том, что в одном из домов (в погребе) они спрятали гошок с золотом. В с.Чупрово живет женщина, которая ухаживает за могилами своих родственников- скрытников, похороненных в поле, принадлежащем её семье. Жители села рассказывают о холмиках, сохранившихся в лесах, считая их местами захоронения скрытников. Своих умерших крывшие хоронили ночью, гроб делали без гвоздей, связывали веревкой,чтобы никто не услышал, если же кто-то посторонний видел это место, то они могли перезахоронить покойника. Часто рассказывали о крещении скрытников, которое совершалось в бочке с ледяной водой, либо в реке. Наиболее отчетливо в памяти людей сохранились случаи, когда крещение привело к летальному исходу. 84-летняя жительница с.Чупрово рассказала: Пришел дед перед смертью креститься в крывшей вера, натаскали бочку воды, зимой это было, аж пар от воды шёл. Главный у крывшей- Феофан окунул его один раз с головой, дед и помер. Постучал Феофан по голове деда и сказал:Недостоин, значит, в нашу веру. Часть этих фактов имеет под собой вполне реальную основу: Скрытники же своих мертвецов хоронят в лесах, болотах, гумнах, погребах жилых помещений. Тела умерших они завертывают в холст или рогожу и без гроба зарывают в землю с приподнятой головою, чтобы покойные могли услышать при страшном суде трубу архангела и скорее встать для встречи Христа- писали в начале века. Как правило, отношение к скрытникам было и остается уважительное: побег от мира считался подвигом. Иногда о них говорили как о бродягах, что, вероятно, связано с противоречиями между скрытниками и другими старообрядцами. В с. Пучкома мы услышали о том, что среди скрытников существовало такое явление как азь усьцм (падение) : мужчины и женщины скрытники якобы жили иногда в одном помещении, ночью мужчина мог упасть с кровати, этот грех можно было потом замолить.

Наибольшее распространение скрытничество получило в с.Чупрово, д. д. Верхозерье, Муфтюга, что отмечалось миссионерами, да и сейчас население говорит об этих деревнях, как о местах бывшего проживания крывшей. Сейчас сторонников этого течения не осталось, последние, по словам местных жителей, умерли 15- 20 лет назад.

1. Отчет о леятельности Великоустюжского Православного Стефано-Прокопиевского Братства// Вологодские Епархиальные Ведомости. №7-8. 1904. С.40.

2. Кельснев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. IV., Лондон, 1862. С.19.

3. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII- п.п. XIX века. Новосибирск. 1996. С.187, 198.

4. Олонецкие Епархиальные Ведомости. № 21. 1903. С.736.

Вверх
 
 Языковое пространство
       финно-угорские языки
       диалекты коми языка
       говоры коми языка
 
 Этнографические группы
       коми-зыряне
           вымские
           нижневычегодские
           верхневычегодские
           удорские
           прилузские
           сысольские
           ижемские
           печорские
       коми-пермяки
           иньвенские
           косинско-камские
           зюздинские
           язьвинские
 
 Коми старообрядцы
       коми (зыряне) старообрядцы
           удорские
           вычегодские
           печорские
           прилузские
       медное литье

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.