ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

типы застройки поселений


 

М.Б. Рогачёв © 1999

гнездовой

беспорядочный

прибрежно-рядовой

уличная застройка

смешанный тип застройки


В лесном северном Коми крае люди издавна селились по берегам рек - они являлись основными транспортными артериями, давали пищу (рыболовство всегда играло большую роль в хозяйственном комплексе коми), обеспечивали водой. Прибрежные районы были самыми удобными для земледелия, в речных поймах были лучшие сенокосы. Поселения всегда ставились на высоком, незатопляемом в половодье берегу и нередко отстояли довольно далеко от реки. Многие поселения расположены при впадении одной реки в другую (на это указывают их названия - Усть-Вымь, Усть-Нем, Усть-Кулом) - такие места считались особенно выгодными как находящиеся на пересечении речных путей, а в древности - как наиболее удобные для обороны.

В документах ХVII в. впервые упоминаются деревни, лежащие "на суходоле" - на возвышенных местах, вдали от водоемов. Такие поселения чаще встречаются на Сысоле и в Прилузье. В ХVIII-ХIХ вв. появляются поселения при волоках и трактах ("при колодцах"). Как правило, в начале ХХ в. вдали от рек ставились и новые поселения-хутора - все пригодные земли в речных долинах были уже освоены. Но все же таких поселений, равно как и лежащих на берегах озер (в Коми крае всего одно относительно большое озеро, берега которого были издавна засе-лены, - Синдор), было сравнительно немного. В середине Х1Х в. из общего числа коми селений 88,6% помещались "при реках и ручьях", 3,0% - "при озерах" и 8,4% - "при колодцах" [Список населенных мест,1861, с.31-35;1866, с.347-441].

Наиболее ранние сведения о различных поселениях содержатся в писцовых и переписных книгах и грамотах ХV-ХVII вв. (Зимин, Копанев 1970; Акты времени правления царя Василия Шуйского 1914, С. 267-354; Документы 1985; Акты социально-экономической истории 1964, С. 311-315). В этих документах упоминаются погосты и погостцы, деревни, починки, выставки, слободки, посады, городки и городища. Слово "погост" обозначало и поселение с церковью (центр прихода) или (реже) с часовней, и территориальное объединение (округу), включавшее погост-поселение (центр округи) и близлежащие деревни. В погост-округ могло входить и несколько погостов-поселений. Такими "дополнительными" погостами становились бывшие деревни, где были построены храмы. Например, в 1678 г. к погосту Пыелдин был приписан "погост Палауз, что была деревня" с церковью "Владимерские пресвятые Богородицы", а погост Иб Большой включал "погост Чюлиб, что была деревня, а ныне построена церковь во имя Пятницы Поросковеи" и "погостец Иб Меньшой, а в нем часовня с образы" (Документы 1985, С. 347-349, 363, 367). В начале ХVII в. в Коми крае (без Плесовской волости) насчитывался 51 погост (7,1% всех поселений). По численности их намного превосходили деревни (неукрепленные сельские поселения, приписанные к погосту-округу), починки и выставки (так называли новообразованные поселения, которые при следующей переписи переходили в разряд деревень): в переписных документах числится 541 деревня и 114 починков и выставков (соответственно - 71,6% и 16,0% всех поселений) (Жеребцов, Колегов 1986, С. 8).

Остальные типы поселений были малочисленными. В пределах Коми края на-считывалось всего три слободки (так называли поселения, основанные по государевой жалованной грамоте, дававшей первопоселенцам ряд льгот на определенный срок) - основанная в ХVI в. Ижемская (она и русская Усть-Цилемская слободка они были первыми поселениями на средней Печоре), Шульгина в Усть-Сысольском погосте и Глотова на Удоре (она была центром округи, поэтому именовалась "погост Глотова Слобода"). Посадами в начале ХVII в. именовались Турья и Усть-Вымь. В прошлом это были крупные административные центры (Усть-Вымь - до середины ХVI в. - резиденция епископов Пермских), населенные укрепленные городки, окруженные жилыми крестьянскими дворами (в 1608 г. в Турье уже не было укрепления, но о его существовании напоминали запасы оружия, хранившиеся при церкви). При благоприятных условиях Усть-Вымь и Турья могли развиться в города. Но в отдаленном северном крае этого не произошло, и со временем они стали обыкновенными погостами. Другие укрепленные городки, упоминающиеся в документах конца ХVI - начала ХVII вв., строго говоря, поселениями не являлись. В случае военной опасности в них укрывалось население соседних погостов и деревень, но постоянно никто не жил. В описываемое время все они были заброшены ("перила и кровля обвалелися"), поскольку Коми край давно уже перестал быть "местом порубежным".

В середине ХVIII в. с началом работы Нювчимского, Нючпасского и Кажимского железоделательных заводов на Сысоле появляются новые для Коми края поселения - заводские поселки, отличающиеся от сельских населенных пунктов планировкой, типом застройки, социально-профессиональным и национальным (население поселков было русским) составом жителей. Заводские поселки - промежуточный между городским и сельским тип поселения. Единственным в Коми крае городом был Усть-Сысольск. Погост "на устье Сысолы реки" получил статус города в 1780 г., когда стал уездным центром.

В конце ХVIII - начале ХIХ вв. погосты, слободки, посады исчезают из официальных документов. Административными и приходскими центрами группы поселений становятся села ("селения"). Среди сел - и бывшие погосты (но не все - часть из них в связи с оттоком населения перешла в разряд деревень), слободки и посады, и разросшиеся поселения, ранее именовавшиеся деревнями. В разряд деревень перешли и бывшие починки. В середине ХIХ в. в Коми крае было 77 сел (10,9% всех поселений), 591 деревня (84% поселений), 32 выселка и 3 поселка, в основном на Печоре (аналогичны выставкам и починкам, составляли 5,1% поселений) (Список населенных мест 1861, С. 31-35; 1866, С. 346-441).

В малонаселенном Коми крае большинство сельских поселений были малодворными. В начале ХVII в. в Яренском уезде свыше 80% деревень имели менее 5 дворов, причем треть из них, как и почти все починки и выставки, были однодворными. В 1646 г. даже в таких относительно крупных для Коми края поселениях как Турья и Усть-Вымь насчитывалось: в первом 38 жилых и 13 пустых дворов, во втором - 33 жилых двора (Акты времени правления царя Василия Шуйского 1914, С. 267-354; Документы 1985, С. 121, 135). К ХIХ в. поселения, конечно же, становятся крупнее, и тем не менее среди них по-прежнему преобладали малодворные. В середине ХIХ в. в Усть-Сысольском, Яренском и Мезенском уездах 23% поселений насчитывали до 5, 52% - от 5 до 25 , 22% - от 25 до 100 и всего 3% - более 100 дворов. Соответственно большинство поселений были малолюдными - почти 60% из них имели численность населения менее 100 человек. Только в крупнейших селах Коми края Керчемье, Выльгорте, Сизябске, Мохче и поселке Кажим насчитывалось более 200 дворов и свыше 1000 жителей (Жеребцов И. 1998, С.106; Список населенных мест 1861, С. 31-35, 1866, С. 346-441).

Система сельских поселений в основном сохраняла традиционные черты вплоть до 30-х гг. ХХ в. Например, в 1925 г. села составляли 9,3%, деревни - 61,1%, починки и выселки (их число значительно возросло в начале ХХ в.) - 28,2% всех поселений. По данным переписи 1926 г. 44,1% поселений имели менее 50, 15,7% - от 50 до 100 и всего 1,4% - свыше 1000 жителей (Справочная книжка 1927; Всесоюзная перепись 1928, С. 8-9). Кардинальные изменения начинаются в 30-40-е гг., когда появляется новый тип поселения - поселки лесозаготовителей, начинает складываться система городских поселений.

Вверх

Издавна основным типом расселения у коми был гнездовой. Деревни-однодворки ставились на некотором расстоянии друг от друга, разделяясь полями. Центром такого "гнезда" поселений был погост с церковью. Со временем такое "гнездо" могло превратиться в одно поселение: некоторые деревни полностью сливались, а некоторые образовывали "концы" (причем в топонимике погоста-села сохранялись названия образовавших его деревень). Так, по-видимому, образовались многие крупные погосты-села (первоначально на погосте, при церкви, жили только семьи священнослужителей), к примеру, один из старейших погостов Оквад (Аквад), состоявший в 1490 г. из 20 деревень-однодворок (Акты социально-экономической истории 1964, С. 312). Но разрастание "ядра" не уничтожало "гнезда" - оно сохранялось за счет образования новых поселений (починков и выселков), а также деревень, изначально достаточно далеко отстоящих от "ядра".

Исторически сложилось два вида "гнезд" поселений - радиальный (границы "гнезда" образуют окружность с селом в центре) и линейный (ряд поселений вытянут в линию вдоль реки или дороги). Первый более характерен для Сысолы и Прилузья, второй - для Вычегды и Выми. Для северных районов гнездовой тип расселения менее характерен. "Гнезда" поселений встречаются на Ижме, а на средней Печоре распространен линейный тип расселения: относительно крупные поселения, иногда имеющие по одной-две деревни-"спутника", отстоят на значительном расстоянии друг от друга по берегу реки.

Вверх

Одним из древнейших типов застройки коми селений, повсеместно сохранившимся и до настоящего времени, является беспорядочный, когда "один дом упирается в другой углом или стоит боком, будто отвернулся, построясь к нему задней стороной" (Михайлов 1852, С. 321). Еще в переписных документах ХVI-ХVII вв. отмечено, что в ряде поселений "дворы стоят врозни", т.е. далеко друг от друга, вероятно, при полях. Традиция строить дома "при полях" и порождала беспорядочную застройку. И. Кашперов, посетивший в середине ХIХ в. нижнюю Вычегду и Вымь, отмечал, что "деревни зырян по большей части не составляют сплошной постройки, а дома разбросаны по полям в разных направлениях и каждый крестьянин живет особо" (Кашперов 1865). Беспорядочную застройку имеет, например, старая часть известного с ХIV в. село Усть-Вымь.

Вверх

Другой, вероятно, не менее старый тип застройки -прибрежно-рядовой, при котором дома ориентированы фасадами на реку (но встречаются и притрактовые селения с рядовой застройкой), образуя правильный ряд. При росте поселения образуются следующие ряды домов, фасады которых "упираются" в задворки впередистоящих построек. Обычно число порядков не превышает трех-четырех - иногда это зависело от рельефа, но чаще было вызвано нежеланием селиться слишком далеко от реки и занимать пригодные для земледелия участки. Такие села иногда вытягиваются вдоль реки на 10 и более километров. Рядовую застройку, например, имеют большинство крупных сел средней и верхней Вычегды, возникших в ХVII в. В конце ХIХ - начале ХХ в. прибрежно-рядовая застройка становится наиболее распространенной (Жеребцов Л. 1971, С. 30-34).

Вверх

Позже других, в конце ХIХ-ХХ вв., появляется уличная застройка, когда дома двух линий обращены фасадами друг к другу, образуя улицу. Чаще всего такую планировку имеют селения, расположенные у дорог (в частности, по Яренскому тракту), а также вновь отстраиваемые после пожаров по утвержденным планам (села Часово, Палевицы, деревни Кочпон, Онежье, и др.). Квартально-уличная планировка была только в застраиваемых по регулярным планам Усть-Сысольске и заводских поселках.

Вверх

Но для многих старых коми сел и деревень характерна разнотипная застройка: беспорядочно-рядовая, улично-рядовая, беспорядочно-уличная. Такое смешение происходит в результате поэтапного развития поселений. Например, старая часть небольшой д.Луг (Княжпогосткий р-н) имеет беспорядочную застройку, а возникшая в конце ХIХ в. часть из 12 домов образует два ряда, стоящих под прямым углом друг к другу и "охватывающих" старое "ядро" поселения. В д.Онежье (Княжпогосткий р-н) после пожара 1907 г. вновь отстроенная прибрежная часть имеет уличную планировку, остальная же часть сохранила рядовую застройку.

В коми селах и деревнях функциональное разграничение пространства было выражено слабо. Как правило, в отдалении от жилья, у реки или ручья, строились бани (но и то не везде, а сейчас бани чаще строят на усадьбе), а на окраинах, при въезде и выезде из села, группировались амбары. В большинстве деревень отсутствовал четко выраженный центр. В ряде больших сел такой центр образовывали храм и примыкающая к нему площадь с торговыми заведениями и административными зданиями (особенно четко он был выражен в тех немногих селах, где проводились ярмарки и торжки, как, например, в с.Важгорт Удорского р-на). Но в коми селах церкви часто ставились на окраине, а иногда и в некотором удалении от села (на возвышенном месте), а торговые заведения, административные здания, школы находились в его центральной части.

Типология и планировка, типы застройки поселений Коми края во многом схожи с поселениями северных русских и карел. Но эта похожесть определяется не столько заимствованиями, сколько общностью среды обитания и связанного с ней хозяйственного комплекса этих народов.

Традиционными типами поселений у коми-пермяков являлись деревни и села, которые как правило были малолюдны, а также починки, выселки и хутора. Починки и выселки группировались вокруг деревень, а деревни в свою очередь тяготели к селу, где распологалась церковь п нередко волостное управление. Наиболее старые поселения распологались как правило в котловине, на низком месте возле небольшой речки или ручья. Более поздние поселения наоборот возникали на возвышенных местах. До конца XIX в. планировка всех поселений была беспорядочной: дворы распологались произвольно на территории села или деревни. В 80-е годы XIX в. в результате административного воздействия в селах и деревнях Пермской губернии была введена регулярная застройка и большинство поселений постепенно приобрели уличную планировку. Лесные починки, которые были весьма характерны для коми-пермяков, обычно состояли из 2-3 домов. Крупных сел, в которых было более 100 дворов было немного и обычно ими являлись торговые центры, расположенные на трактах. Гнездовой тип расселения был характерен для южных и центральных районов Коми-Пермяцкого округа, а на севере полностью преобладал линейный: здесь селения в основном распологались вдоль Камы и ее притоков на значительном расстоянии друг от друга. Селения коми-пермяков, особенно в южных районах округа, достаточно равномерно распределены по территории, но на севере они очень редки. Часть селений носит коми-пермяцкие названия, но большая часть- русские. К примеру, в Гайнском районе названия деревень были следующеми: Агафонова (Агафонов мыс), Базуева, Бурдаков, Восточный модороб, Данилова, Западный Модороб, Захарова, Митька-Ыб, Михалева (Михайловский мыс), Родин лог, Северный Модороб (Однодворка), Степанова (Степанов мыс), Тиунова (Быкова гора, Чумова), Ужит Керос, Федорова, Харина, Щипицина (Список населенных мест... 1928, С. 28). Двойных названий на коми-пермяцком и русском, как это характерно для Коми, очень мало. Разные части поселений, особенно в крупных деревнях и селах, как и в Коми, имеют собственные названия, которые нередко сохраняют названия прежде самостоятельных деревень. К примеру, в с. Архангельском Юсьвинского района центральную часть называют Посад, а окраинные концы - Карпово и Власово - по прежнему названию близлежащих деревень. Порой официальное название деревни не совпадает с простонародным: так деревню Чинагорт в том же Юсьвинском районе жители окрестных деревень называют Важгорт. В большинстве деревень старые жители хранят легенды о возникновени их названий. Чаще всего происхождение названия связывают с именем первопоселенца. В последние десятилетия число сельских поселений резко сократилось из-за ликвидации малых деревень и выезда сельского населения в города. В результате резко возросла доля крупных сельских поселений со значительным числом жителей.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.