типы застройки поселений |
М.Б. Рогачёв © 1999 В лесном северном Коми крае люди издавна селились по берегам рек - они являлись основными транспортными артериями, давали пищу (рыболовство всегда играло большую роль в хозяйственном комплексе коми), обеспечивали водой. Прибрежные районы были самыми удобными для земледелия, в речных поймах были лучшие сенокосы. Поселения всегда ставились на высоком, незатопляемом в половодье берегу и нередко отстояли довольно далеко от реки. Многие поселения расположены при впадении одной реки в другую (на это указывают их названия - Усть-Вымь, Усть-Нем, Усть-Кулом) - такие места считались особенно выгодными как находящиеся на пересечении речных путей, а в древности - как наиболее удобные для обороны. В документах ХVII в. впервые упоминаются деревни, лежащие "на суходоле" - на возвышенных местах, вдали от водоемов. Такие поселения чаще встречаются на Сысоле и в Прилузье. В ХVIII-ХIХ вв. появляются поселения при волоках и трактах ("при колодцах"). Как правило, в начале ХХ в. вдали от рек ставились и новые поселения-хутора - все пригодные земли в речных долинах были уже освоены. Но все же таких поселений, равно как и лежащих на берегах озер (в Коми крае всего одно относительно большое озеро, берега которого были издавна засе-лены, - Синдор), было сравнительно немного. В середине Х1Х в. из общего числа коми селений 88,6% помещались "при реках и ручьях", 3,0% - "при озерах" и 8,4% - "при колодцах" [Список населенных мест,1861, с.31-35;1866, с.347-441]. Наиболее ранние сведения о различных поселениях содержатся в писцовых и переписных книгах и грамотах ХV-ХVII вв. (Зимин, Копанев 1970; Акты времени правления царя Василия Шуйского 1914, С. 267-354; Документы 1985; Акты социально-экономической истории 1964, С. 311-315). В этих документах упоминаются погосты и погостцы, деревни, починки, выставки, слободки, посады, городки и городища. Слово "погост" обозначало и поселение с церковью (центр прихода) или (реже) с часовней, и территориальное объединение (округу), включавшее погост-поселение (центр округи) и близлежащие деревни. В погост-округ могло входить и несколько погостов-поселений. Такими "дополнительными" погостами становились бывшие деревни, где были построены храмы. Например, в 1678 г. к погосту Пыелдин был приписан "погост Палауз, что была деревня" с церковью "Владимерские пресвятые Богородицы", а погост Иб Большой включал "погост Чюлиб, что была деревня, а ныне построена церковь во имя Пятницы Поросковеи" и "погостец Иб Меньшой, а в нем часовня с образы" (Документы 1985, С. 347-349, 363, 367). В начале ХVII в. в Коми крае (без Плесовской волости) насчитывался 51 погост (7,1% всех поселений). По численности их намного превосходили деревни (неукрепленные сельские поселения, приписанные к погосту-округу), починки и выставки (так называли новообразованные поселения, которые при следующей переписи переходили в разряд деревень): в переписных документах числится 541 деревня и 114 починков и выставков (соответственно - 71,6% и 16,0% всех поселений) (Жеребцов, Колегов 1986, С. 8). Остальные типы поселений были малочисленными. В пределах Коми края на-считывалось всего три слободки (так называли поселения, основанные по государевой жалованной грамоте, дававшей первопоселенцам ряд льгот на определенный срок) - основанная в ХVI в. Ижемская (она и русская Усть-Цилемская слободка они были первыми поселениями на средней Печоре), Шульгина в Усть-Сысольском погосте и Глотова на Удоре (она была центром округи, поэтому именовалась "погост Глотова Слобода"). Посадами в начале ХVII в. именовались Турья и Усть-Вымь. В прошлом это были крупные административные центры (Усть-Вымь - до середины ХVI в. - резиденция епископов Пермских), населенные укрепленные городки, окруженные жилыми крестьянскими дворами (в 1608 г. в Турье уже не было укрепления, но о его существовании напоминали запасы оружия, хранившиеся при церкви). При благоприятных условиях Усть-Вымь и Турья могли развиться в города. Но в отдаленном северном крае этого не произошло, и со временем они стали обыкновенными погостами. Другие укрепленные городки, упоминающиеся в документах конца ХVI - начала ХVII вв., строго говоря, поселениями не являлись. В случае военной опасности в них укрывалось население соседних погостов и деревень, но постоянно никто не жил. В описываемое время все они были заброшены ("перила и кровля обвалелися"), поскольку Коми край давно уже перестал быть "местом порубежным". В середине ХVIII в. с началом работы Нювчимского, Нючпасского и Кажимского железоделательных заводов на Сысоле появляются новые для Коми края поселения - заводские поселки, отличающиеся от сельских населенных пунктов планировкой, типом застройки, социально-профессиональным и национальным (население поселков было русским) составом жителей. Заводские поселки - промежуточный между городским и сельским тип поселения. Единственным в Коми крае городом был Усть-Сысольск. Погост "на устье Сысолы реки" получил статус города в 1780 г., когда стал уездным центром. В конце ХVIII - начале ХIХ вв. погосты, слободки, посады исчезают из официальных документов. Административными и приходскими центрами группы поселений становятся села ("селения"). Среди сел - и бывшие погосты (но не все - часть из них в связи с оттоком населения перешла в разряд деревень), слободки и посады, и разросшиеся поселения, ранее именовавшиеся деревнями. В разряд деревень перешли и бывшие починки. В середине ХIХ в. в Коми крае было 77 сел (10,9% всех поселений), 591 деревня (84% поселений), 32 выселка и 3 поселка, в основном на Печоре (аналогичны выставкам и починкам, составляли 5,1% поселений) (Список населенных мест 1861, С. 31-35; 1866, С. 346-441). В малонаселенном Коми крае большинство сельских поселений были малодворными. В начале ХVII в. в Яренском уезде свыше 80% деревень имели менее 5 дворов, причем треть из них, как и почти все починки и выставки, были однодворными. В 1646 г. даже в таких относительно крупных для Коми края поселениях как Турья и Усть-Вымь насчитывалось: в первом 38 жилых и 13 пустых дворов, во втором - 33 жилых двора (Акты времени правления царя Василия Шуйского 1914, С. 267-354; Документы 1985, С. 121, 135). К ХIХ в. поселения, конечно же, становятся крупнее, и тем не менее среди них по-прежнему преобладали малодворные. В середине ХIХ в. в Усть-Сысольском, Яренском и Мезенском уездах 23% поселений насчитывали до 5, 52% - от 5 до 25 , 22% - от 25 до 100 и всего 3% - более 100 дворов. Соответственно большинство поселений были малолюдными - почти 60% из них имели численность населения менее 100 человек. Только в крупнейших селах Коми края Керчемье, Выльгорте, Сизябске, Мохче и поселке Кажим насчитывалось более 200 дворов и свыше 1000 жителей (Жеребцов И. 1998, С.106; Список населенных мест 1861, С. 31-35, 1866, С. 346-441). Система сельских поселений в основном сохраняла традиционные черты вплоть до 30-х гг. ХХ в. Например, в 1925 г. села составляли 9,3%, деревни - 61,1%, починки и выселки (их число значительно возросло в начале ХХ в.) - 28,2% всех поселений. По данным переписи 1926 г. 44,1% поселений имели менее 50, 15,7% - от 50 до 100 и всего 1,4% - свыше 1000 жителей (Справочная книжка 1927; Всесоюзная перепись 1928, С. 8-9). Кардинальные изменения начинаются в 30-40-е гг., когда появляется новый тип поселения - поселки лесозаготовителей, начинает складываться система городских поселений. Издавна основным типом расселения у коми был гнездовой. Деревни-однодворки ставились на некотором расстоянии друг от друга, разделяясь полями. Центром такого "гнезда" поселений был погост с церковью. Со временем такое "гнездо" могло превратиться в одно поселение: некоторые деревни полностью сливались, а некоторые образовывали "концы" (причем в топонимике погоста-села сохранялись названия образовавших его деревень). Так, по-видимому, образовались многие крупные погосты-села (первоначально на погосте, при церкви, жили только семьи священнослужителей), к примеру, один из старейших погостов Оквад (Аквад), состоявший в 1490 г. из 20 деревень-однодворок (Акты социально-экономической истории 1964, С. 312). Но разрастание "ядра" не уничтожало "гнезда" - оно сохранялось за счет образования новых поселений (починков и выселков), а также деревень, изначально достаточно далеко отстоящих от "ядра". Исторически сложилось два вида "гнезд" поселений - радиальный (границы "гнезда" образуют окружность с селом в центре) и линейный (ряд поселений вытянут в линию вдоль реки или дороги). Первый более характерен для Сысолы и Прилузья, второй - для Вычегды и Выми. Для северных районов гнездовой тип расселения менее характерен. "Гнезда" поселений встречаются на Ижме, а на средней Печоре распространен линейный тип расселения: относительно крупные поселения, иногда имеющие по одной-две деревни-"спутника", отстоят на значительном расстоянии друг от друга по берегу реки. Одним из древнейших типов застройки коми селений, повсеместно сохранившимся и до настоящего времени, является беспорядочный, когда "один дом упирается в другой углом или стоит боком, будто отвернулся, построясь к нему задней стороной" (Михайлов 1852, С. 321). Еще в переписных документах ХVI-ХVII вв. отмечено, что в ряде поселений "дворы стоят врозни", т.е. далеко друг от друга, вероятно, при полях. Традиция строить дома "при полях" и порождала беспорядочную застройку. И. Кашперов, посетивший в середине ХIХ в. нижнюю Вычегду и Вымь, отмечал, что "деревни зырян по большей части не составляют сплошной постройки, а дома разбросаны по полям в разных направлениях и каждый крестьянин живет особо" (Кашперов 1865). Беспорядочную застройку имеет, например, старая часть известного с ХIV в. село Усть-Вымь. Другой, вероятно, не менее старый тип застройки -прибрежно-рядовой, при котором дома ориентированы фасадами на реку (но встречаются и притрактовые селения с рядовой застройкой), образуя правильный ряд. При росте поселения образуются следующие ряды домов, фасады которых "упираются" в задворки впередистоящих построек. Обычно число порядков не превышает трех-четырех - иногда это зависело от рельефа, но чаще было вызвано нежеланием селиться слишком далеко от реки и занимать пригодные для земледелия участки. Такие села иногда вытягиваются вдоль реки на 10 и более километров. Рядовую застройку, например, имеют большинство крупных сел средней и верхней Вычегды, возникших в ХVII в. В конце ХIХ - начале ХХ в. прибрежно-рядовая застройка становится наиболее распространенной (Жеребцов Л. 1971, С. 30-34). Позже других, в конце ХIХ-ХХ вв., появляется уличная застройка, когда дома двух линий обращены фасадами друг к другу, образуя улицу. Чаще всего такую планировку имеют селения, расположенные у дорог (в частности, по Яренскому тракту), а также вновь отстраиваемые после пожаров по утвержденным планам (села Часово, Палевицы, деревни Кочпон, Онежье, и др.). Квартально-уличная планировка была только в застраиваемых по регулярным планам Усть-Сысольске и заводских поселках. Но для многих старых коми сел и деревень характерна разнотипная застройка: беспорядочно-рядовая, улично-рядовая, беспорядочно-уличная. Такое смешение происходит в результате поэтапного развития поселений. Например, старая часть небольшой д.Луг (Княжпогосткий р-н) имеет беспорядочную застройку, а возникшая в конце ХIХ в. часть из 12 домов образует два ряда, стоящих под прямым углом друг к другу и "охватывающих" старое "ядро" поселения. В д.Онежье (Княжпогосткий р-н) после пожара 1907 г. вновь отстроенная прибрежная часть имеет уличную планировку, остальная же часть сохранила рядовую застройку. В коми селах и деревнях функциональное разграничение пространства было выражено слабо. Как правило, в отдалении от жилья, у реки или ручья, строились бани (но и то не везде, а сейчас бани чаще строят на усадьбе), а на окраинах, при въезде и выезде из села, группировались амбары. В большинстве деревень отсутствовал четко выраженный центр. В ряде больших сел такой центр образовывали храм и примыкающая к нему площадь с торговыми заведениями и административными зданиями (особенно четко он был выражен в тех немногих селах, где проводились ярмарки и торжки, как, например, в с.Важгорт Удорского р-на). Но в коми селах церкви часто ставились на окраине, а иногда и в некотором удалении от села (на возвышенном месте), а торговые заведения, административные здания, школы находились в его центральной части. Типология и планировка, типы застройки поселений Коми края во многом схожи с поселениями северных русских и карел. Но эта похожесть определяется не столько заимствованиями, сколько общностью среды обитания и связанного с ней хозяйственного комплекса этих народов. Традиционными типами поселений у коми-пермяков являлись деревни и села, которые как правило были малолюдны, а также починки, выселки и хутора. Починки и выселки группировались вокруг деревень, а деревни в свою очередь тяготели к селу, где распологалась церковь п нередко волостное управление. Наиболее старые поселения распологались как правило в котловине, на низком месте возле небольшой речки или ручья. Более поздние поселения наоборот возникали на возвышенных местах. До конца XIX в. планировка всех поселений была беспорядочной: дворы распологались произвольно на территории села или деревни. В 80-е годы XIX в. в результате административного воздействия в селах и деревнях Пермской губернии была введена регулярная застройка и большинство поселений постепенно приобрели уличную планировку. Лесные починки, которые были весьма характерны для коми-пермяков, обычно состояли из 2-3 домов. Крупных сел, в которых было более 100 дворов было немного и обычно ими являлись торговые центры, расположенные на трактах. Гнездовой тип расселения был характерен для южных и центральных районов Коми-Пермяцкого округа, а на севере полностью преобладал линейный: здесь селения в основном распологались вдоль Камы и ее притоков на значительном расстоянии друг от друга. Селения коми-пермяков, особенно в южных районах округа, достаточно равномерно распределены по территории, но на севере они очень редки. Часть селений носит коми-пермяцкие названия, но большая часть- русские. К примеру, в Гайнском районе названия деревень были следующеми: Агафонова (Агафонов мыс), Базуева, Бурдаков, Восточный модороб, Данилова, Западный Модороб, Захарова, Митька-Ыб, Михалева (Михайловский мыс), Родин лог, Северный Модороб (Однодворка), Степанова (Степанов мыс), Тиунова (Быкова гора, Чумова), Ужит Керос, Федорова, Харина, Щипицина (Список населенных мест... 1928, С. 28). Двойных названий на коми-пермяцком и русском, как это характерно для Коми, очень мало. Разные части поселений, особенно в крупных деревнях и селах, как и в Коми, имеют собственные названия, которые нередко сохраняют названия прежде самостоятельных деревень. К примеру, в с. Архангельском Юсьвинского района центральную часть называют Посад, а окраинные концы - Карпово и Власово - по прежнему названию близлежащих деревень. Порой официальное название деревни не совпадает с простонародным: так деревню Чинагорт в том же Юсьвинском районе жители окрестных деревень называют Важгорт. В большинстве деревень старые жители хранят легенды о возникновени их названий. Чаще всего происхождение названия связывают с именем первопоселенца. В последние десятилетия число сельских поселений резко сократилось из-за ликвидации малых деревень и выезда сельского населения в города. В результате резко возросла доля крупных сельских поселений со значительным числом жителей. |