Основной целью поминок (казьтывлöм, от казьтывны "вспоминать, поминать") является обеспечение благополучия живым и помощи со стороны умерших. В основе поминальных обрядов лежат, с одной стороны представления о бессмертии души, а, с другой стороны, о продолжении земных отношений в потустороннем мире. Поминки логически продолжают похоронные обряды и составляют вместе с ними единый цикл погребально-поминальной обрядности. Поминки непосредственно после похорон завершают похороны. В день похорон у коми в доме умершего оставляют женщин прибираться и варить. Участники обряда, вернувшись с кладбища, садятся за стол: вначале усаживают тех, кто копал могилу и делал гроб с крестом, затем - обмывальщиков, потом других присутствующих. После того, как все посидят и помянут умершего, за стол садятся родственники. В некоторых местах поминать остаются только те, кто принимал какое-либо участие в обряжении и проводах покойника.
Поминки посвящаются одному умершему или были общими, когда поминали предков вообще. На поминальные обеды коми приглашают не только ближайших родственников, соседей, но и лиц, которые были связаны с умершим дружескими связями, обмывальщиков, гробовщиков, могильщиков. Считается, что за невнимание к этим лицам усопший жестоко наказывает своих родственников. Раньше в погостах приглашался весь церковный причт, и обязательным участником поминок был нищий. Впрочем, любой человек может придти на поминки, его сажают за стол наряду с другими гостями (Терюков 1983, С. 27). Поминальными у коми считаются 3-й день, совпадавший с поминками после похорон, 6-й (7-й), 9-й, у ижемских коми также 20-й, 40-й дни. Все дни кроме 40-го отмечаются обычно только утренней трапезой, во время которой приглашают умершего к столу (вошйöдöны). На 9-й день собираются, ставят свечку как на похоронах, поют "Святый боже...", посещают кладбище.
Структурно поминки состоят из нескольких обрядовых действий. Утром в день поминок обязательно окуривают дом, для чего в плошку с тлеющими углями, взятыми из печи, где пекут в это время хлеб, бросают немного смолы-живицы, веточку можжевельника и окуривают все комнаты. У некоторых групп коми в поминальное утро топят баню, в которой моются обмывальщики и те, кто сжигал щепки от гроба и одежду покойного. В баню приглашают и душу умершего, обращаясь в сторону кладбища. Ранее в погостах, где стояли храмы и где не придерживались старой веры, священник с утра совершал панихиду и освящал поминальную пищу. Во все поминальные дни принято посещать кладбище. Обычно идут только ближайшие родственники. Придя на место, кто-либо из старших женщин окуривает могилу, трижды с молитвой обходя её, остатки углей опрокидывает на могилу. Затем на полотенце раскладывают еду и налив в стакан пиво (сур) или водку, ставят к кресту или на перекладину креста. В некоторых местах сур наливают в небольшое углубление в земле, сделанное над головой покойника. Коми-пермяки и прилузские коми-зыряне перед началом трапезы катают по могиле варёное яйцо. После трапезы принято причитать. Остатки еды и питья оставляют на могиле. Завершающей частью поминок является угощение после посещения кладбища. Стол к приходу родственников накрывают соседки или домашние. Перед трапезой кадят или окуривают комнату. Во главе стола в красном углу ставят чашку и миску для умершего. Приглашают его откушать со всеми. Садятся в определённом порядке. Сначала на почётное место сажают одного из обмывальшиков, который становился заместителем умершего. Родственники садятся по степени родства, у удорских коми женщины сидят за отдельным столом. Близкие родственники садятся на то место, где стоял гроб. На стол подают разные блюда, но обязательными считаются черинянь "рыбник", азя шыд (кислый суп типа рассольника на перловой крупе), куття (сладкая каша не обязательно из риса, могла быть и пшеничной), чомöр (каша из толокна или ячменной муки на масле), шыдöса нянь (ржаные пироги с ячневой начинкой) и различная выпечка.
Самое важное значение придаётся у коми сороковинам. В течение сорока дней покойного ежеутренне поминают новопреставленным (раньше каждый день отпевали в церкви), посещают могилу, просеивают на неё освящённую землю. Считается, что в течение сорока дней душа умершего ходит по земле и находится рядом с родными, а затем уходит из дома. На сороковой день "всё делают как на похоронах". В с. Усть-Нем садятся за стол, поминают, затем встав из-за стола, выходят в сени напевая "Святый боже..." После этого отдают полотенце с иголкой с божницы, чашку с блюдцем, пачку чая и тарелку с выпечкой неимущим. При этом крестятся, кланяются на 4 стороны. В других верхневычегодских сёлах до трапезы лыддьысьысь "читающий" окуривает дом ладаном, подходит к красному углу и, стоя возле стола лицом к красному углу, читает "Отче наш" (трижды), "Иже херувимы" (трижды). В конце стола, ближнем к красному углу, ставят тарелку с выпечкой, бутылкой водки, пачкой чая и конфетами, накрытую лов чышкöд "души полотенце" - полотенце, оставляемое для покойника на божнице. В красном углу ставят стакан с чаем и надломленным хлебом, в который втыкают свечку. После трапезы все трижды обходят стол по ходу солнца, напевая "Святый боже...", а с завершением каждого круга целуют образок.
Нижневычегодские коми провожают специально избираемого заместителя покойника, которому дают в руки туесок с пивом (сур), выпечку, накрывают всё это лов чышкöд, затем с плачем, поцелуями, поклонами и причитаниями выводят из избы через взвоз. При этом заместитель должен молчать и кланяться в ответ. Сысольские коми ставят обмывальщику на голову корзину с пирогами и ярушниками, прикрытую холстом или полотенцем, дают в левую руку туесок с пивом (сур), затем, начиная с хозяина, подходят к нему и кланяются в ноги, после чего двое наиболее близких к умершему людей берут обмывальщика под руки и выводят через взвоз. От взвоза до калитки заместитель идёт один, оборачиваясь, иногда делая несколько шагов назад, в то время, как провожающие продолжают кланяться. В некоторых местах лов чышкöд вывешивают в открытое гöрд öшинь "красное окно" (окно возле красного угла). Считается, что по нему спускается на улицу душа умершего. Позже, вместе с пивом и едой его раньше отдавали священнику или нищему, теперь тем, кто живёт победнее. У ижемских коми ставят возле красного окна небольшую ёлочку, по которой в окно выходит душа умершего.
Следующие индивидуальные поминки проводят на годовщину, у нижневычегодцев отмечают ещё и полгода. Затем поминают по общему списку (поминальнику) по родительским дням, на Пасху и на Троицу. Из шести родительских суббот коми отмечали четыре: Мясопустную (за 56 дней до Пасхи), Троицкую (Суббота в седьмую послепасхальную неделю), Покровскую (Покров - 14 окт. ст. ст.) и Дмитриевскую (Суббота между днём св. Луки - 18 окт. ст. ст. и днём вмч. Дмитрия Солунского - 26 окт. ст. ст.). Обычно такие поминки проходили и проходят скромнее: в них участвуют только близкие родственники. При посещении кладбища сыплют зерно на могилы, крошат яйца, льют пиво и водку. На Троицу принято втыкать берёзовые ветки в могильный холм.
Кроме того у коми совершались ситуативные поминки, чаще всего в случае "находа покойников на дом", которым объясняли повальные болезни домашних, падёж скота, кажитчöм (странные явления, происходящие в доме). В таких случаях считалось, что умершие предки (к.-з. рöдительяс, к.-п. важжес) недовольны поведением родичей. Ситуативные поминки совершают и в тех случаях, когда покойник является во сне и жалуется, что его мучает жажда, у него мёрзнут ноги, руки, тело, голова или он не может на том свете сделать что-либо из-за того, что нет топора, ружья и т.д. Подобные жалобы объясняют тем, что умирающему перед смертью не дали чашку воды, или раздавая вещи покойного, кого-то обделили, отдали не всё, что следовало или что он завещал. В случаях "жажды покойника" ставят в красный угол чашку чая или пива, которые потом дают выпить случайному прохожему. Если покойник жалуется на холод, вспоминают обделённого участника похорон и, хоть с запозданием, но отдают ему: сапоги, штаны, рубаху, в зависимости от того, какая часть тела "мёрзнет" у покойного. Если такого участника похорон не могут вспомнить, отдают вещи тöвйыв мортлы (путнику, страннику, букв. "с ветра человеку"). Кроме выполнений особых поминальных ритуалов, у коми было принято ежеутренне, а также разломив свежий хлеб или налив спиртное в стопку, традиционно произносить: "Вошйöй-сибöдчöй, рöдительяс" "Начинайте-присоединяйтесь, родители".
Объектом поминальных обрядов у коми являлись умершие предки, которых коми-зыряне называли важ йöз "старые люди" (от важ "старые, древние" + йöз - "люди"), важйöс "старые", коми-пермяки важйес "старые, древние". Важ йöз - общее название умерших предков, чаще так называют своих, родовых предков, родителей, реже - предков народа в целом или древних людей вообще.
По представлениям коми, родители после смерти проживают на том свете (мöдаръюгыд), но при этом незримо присутствуют рядом с живыми потомками, интересуются их делами и выражают своё отношение к делам живых, являясь им во сне или проявляя своё присутствие какими-либо знаками
К родителям у коми принято обращаться за помощью и советом в трудной ситуации, угощать их, общаться как с живыми людьми. Существует множество обрядовых и бытовых ситуаций, когда считается необходимым поминать и угощать предков-покойников. Распространённый у коми обряд преломления хлеба заключался в том, что первый вынутый из печи хлеб посвящался умершим, рекомендовалось преломить его, прочитать молитву, пригласить покойников словами: "Вошйö-сибöдчö, муса рöдительяс" "Придите-попробуйте, дорогие родители", причем все умершие данной семьи перечислялись поименно. После этого хлеб клали на специальную полочку под образами.
Особые поминки родителей на кладбище и дома устраиваются в родительские (обычно субботние) дни, приуроченные к православным праздникам (Пасха, Троица и др.). На обрядовые совместные трапезы (по случаю окончания жатвы, уборки урожая, охоты и т.д.) обязательно приглашали предков. Их звали не только к праздничному столу или обрядовой трапезе, но и к каждому завтраку, к свежему хлебу, к спиртному, к свежему чаю традиционной формулой: "Вошйöй-сибöдчöй, рöдительяс" "Приступайте-придвигайтесь, родители". При этом существуют запреты на приглашение к ужину, ночью, в некоторых местах после обеда, т.к. считается, что к вечернему или ночному столу могут придти только заложные покойники и нечистые духи.
В поминальной обрядности предусматриваются особые кормления птиц, для которых прямо на могилах поминаемых рассыпают зерно или же кладут зерно в специальные кормушки над могилой. У ижемских коми в намогильном памятнике делается специальное отверстие для души-птицы. По представлениям летских коми после погребения душа в виде птицы прилетает в прежний дом, где для нее ставят тарелку с зерном. С другой стороны, имеют место и некоторые конкретные орнитоморфные персонификации умерших. Так, у коми-пермяков во время праздника "встреча трясогузок" под птицами, прилетавшими с юга на родину подразумевались предки. В похоронной обрядности начала века остатки намогильной поминальной трапезы отдавали собакам и воронам, при этом предполагалось, что пища таким образом попадает непосредственно к умершему.
Прекращение ритуальных отправлений могло вызывать кару со стороны умершего в результате которой заболевал человек или домашние животные. Для того, чтобы выяснить, кто из умерших стал причиной болезни, коми прибегали к особому гаданию, которое у коми-зырян называлось чер öшлан-кöртлан, у коми-пермяков - чер öшван "подвешивание топора". Гадание заключалось в следующем: перед устьем печи подвешивали топор, привязав его к хлебной лопате, затем начинали перечислять имена умерших. При произнесении чьего имени топор начинал раскачиваться, тот и наслал напасть, обидевшись за невнимание к нему со стороны живых родственников. Выяснив таким образом имя родителя, устраивали ему жертвоприношение или поминальный обед (Грибова 1964, С. 10, 37). У коми ещё не так давно иногда заключались договоры между подругами, супругами, друзьями о том, что тот, кто умрет раньше, явится живому в сновидении и расскажет о загробной жизни (Шарапов 1997, С. 227). Человек накануне своей смерти может обещать помощь живому родственнику в каком-либо затруднительном деле и явиться как умерший на призыв. Некоторые из верхневычегодских и ижемских коми сообщали, что им покровительствуют родители, появляясь перед покровительствуемым в трудных ситуациях или накануне каких-то перемен. Чаще всего называют в числе покровителей прямых предков до 4-го колена (прадеда, родителей и др.) или тёток, дядьёв, благосклонностью которых пользовались при их жизни. Живые могут посещать тот свет и встречаться с умершими родственниками в сновидении. При этом сновидцу следует соблюдать ряд рекомендаций: нельзя есть пищу, которую предлагают умершие, нельзя целовать умерших, пожимать им руки и т.п.