ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

охотничьи артели


 

Н.Д. Конаков © 1999

Сезонные объединения охотников на время промысла - артели были широко распространены практически у всех интенсивно занимающихся охотой народов Сибири и Севера Европейской России. У народа коми особенно большое распространение охотничьи артели имели у промыслового населения Печоры, где они охватывали около половины всех охотников. У коми-пермяков охотничьи артели в Х1Х - начале ХХ в. встречались значительно реже и промышляли они ближе от дома, хотя отдельные группы охотников из Чердынского уезда уходили на промысел даже за Урал.

Наиболее распространены у коми охотников были артели по добыче пушнины. Численность членов такой артели колебалась от двух до десяти человек, наиболее принятой и удобной считалась артель из четырех-шести промысловиков. Охотничий опыт промысловиков, состоящих в одной артели, обычно был примерно равен, хотя иногда в артель принимали и подростков лет 14-15, но не более одного на артель. В этом случае на него в первый сезон не распространялся принцип общего права на равную долю в добыче, а полагалось лишь от четверти до половины пая (Мартынов 1904, С. 162, 165).

Охотничьи артели у коми характеризовала узкоцелевая направленность, вся добыча была преднозначена для рыночного сбыта, поэтому каждый из артельщиков брал с собой запас продовольствия на все время промысла. Основным средством передвижения во время артельного промысла у охотников были камусные (подбитые мехом с ног оленей или лосей) лыжи (лызь) и ручные нарты, которые тащили с помощью ременной упряжи. Из хозяйственных принадлежностей для всей артели брали котелок, чайник, деревянную лопату для разгребания снега, крючья для подвески посуды над костром, а также одну-две пары запасных лыж на случай поломки.

Если выбранный район промысла посещался артелями из года в год, то для ночлега обычно имелись охотничьи избушки (вор керка), выстроенные в предшествующие годы. При отсутствии избушек для ночлега и временного лагеря сооружался шалаш (чом). Такой шалаш, крытый берестяными полотнищами, (киска чом) был единственным пристанищем у ходоков за Урал.

Основным орудием промысла при коллективной добыче пушнины было огнестрельное оружие. Белок отыскивали с помощью собак. Если белка пряталась в кроне дерева, один из охотников вспугивал ее, ударяя о ствол увесистой жердью с толстым комлем, а его напарник стрелял. Куниц обычно добывали на лыжах в угон, пока куница не устанет и не забьется в какую-нибудь нору. Тогда на колышках, воткнутых вокруг норы на расстоянии в 3-4 м., развешивали сеть (казь и старались выгнать зверька из убежища. Для добычи крупного зверя на артель, помимо винтовок-"малопулек", брали одно-два ружья большого калибра. При остановке для длительного промысла в одном месте на длительное время использовали также деревянные ловушки и петли, которые расставляли вокруг лагеря.

Пушная весенняя охота обычно заканчивалась к церковному празднику Благовещения (25 марта ст. ст.), к этому времени приурочивалось возвращение артелей. Добытую артелью пушнину делили сразу поштучно, а шкурки соболя, куницы, рыси, медведя оставались у "хозяина", который продавал их и распределял потом уже деньги: "Делят добычу по равным частям, или, продав вообще весь товар, делят деньги, с величайшей честностью и без малейшей утайки" (Брусилов 1833, С. 56). В год богатый белкой (ура во) на долю каждого охотника выходило по 500 и более штук белок, средняя добыча соболя на артель была не более 6-10 штук, хотя при удачном промысле иногда доходила и до трех десятков. В случае пропажи во время промысла какой-либо снасти стоимость ее также раскладывалась поровну на всю артель (Мартынов 1904, С. 165).

Весной после появления наста широко практиковалась артельная охота на диких оленей и лосей методом гона. Артель составлялась из пяти-шести человек, с собой брали несколько собак. Гон продолжался иногда по нескольку суток. Сменяя друг друга, охотники бежали на лыжах за животными нередко по 18-20 часов без еды и отдыха. Загнанных зверей добивали из ружей или закалывали копьем. Мясо и деньги, полученные после реализации шкур, делились поровну между всеми участниками промысла.

Основные признаки охотничьей артели - договорное начало и равное право на долю в добыче каждого участника - были присущи и кратковременным объединениям охотников для коллективной охоты на медведя. Охотник, нашедший медвежью берлогу (ош гу), оповещал об этом трех-четырех товарищей, и в случае их согласия составлялась кратковременная артель.

У коми-ижемцев существенное значение для внутрихозяйственного использования имела добыча линной птицы, особенно распространен был гусиный промысел у жителей Усы и ее притоков. В июле, в разгар линьки гусей, в тундру отправлялись небольшие артели в три-четыре человека на одной-двух лодках в сопровождении собак. Первые из артелей, выбравшихся в тундру, имели особенно большую добычу. После возвращения домой производился раздел добычи по общему для всех охотничьих артелей принципу равного распределения.

К явно заимствованным способам коллективного промысла у коми-ижемцев относилась охота на песцов путем загона с помощью оленьих упряжек на лед озера. В организации загонов участвовали только владельцы оленьих упряжек. Отдельные хозяйства, выставившие много упряжек, получали по паям по 20-40 песцов (Булыжников 1926, С. 7; Иевлев 1930, С. 65-66). У ненцев этот способ облавной охоты носил название талрава (Хомич 1966, С. 65).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.