ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

основные орудия и способы охоты


 

Н.Д. Конаков © 1999

Характерной особенностью охотничьего промысла у коми было широкое использование пассивных орудий, т. е. не требующих участия человека в процессе добычи. Самоловные орудия самого различного типа, как постоянные (слопцы, плашки, силки, петли, ямы и др.), были чрезвычайно распространены в промысле коми охотников и имели, по всей видимости, давние традиции. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, исключая добычу линных гусей в тундровой зоне; меньшее, но существенное значение они имели и в промысле пушных зверей, диких копытных и др.

Названия распространенных у коми стационарных деревянных самоловов давящего типа свидетельствуют о значительной давности их изобретения: ср. коми чцс, мар. чучаш, хант. sesa "слопец"; коми нальк, удм. нальык, фин. nakki, манс. nal "плашка"; коми пыльцм, удм. пильыны "кулемка". Принципиальных отличий от общераспространенных ловушек данного типа коми самоловы не имели, хотя зачастую в охотоведческих работах некоторые из них выделяют в отдельные подтипы, основываясь на ряде мелких особенностей.

Отличительной чертой деревянных самоловов у коми было стремление к сохранности добычи. Профессор И.Н. Шухов после обследования орудий промысла у коми переселенцев в Сибири писал: "Считаю необходимым отметить, что в конструкции ловушек видно одно стремление - это сохранить добычу в сохранности, не дать ее испортить другому зверю или птице, а это значит, что здесь мы не имеем того вреда, который до настоящего времени предписывают ловушкам, базируясь, что часть добычи пропадает" (Шухов 1927, С. 41). Помимо регулярного осмотра самоловов, коми охотники вносили различные усовершенствования в их конструкции для лучшей сохранности добычи. Так, у слопцов имелись обычно две боковые стенки, не позволявшие проникнуть внутрь хищнику (у русских охотников боковые стенки присущи только "пасти"), над чосом часто сооружался специальный навес. У коми-ижемцев существовала особая система крытого слопца (коа чос), который отличался от слопца без укрытия тем, что над ним сооружали шалаш, закрывающий чос со всех сторон, кроме входа в него. Плашку (нальк) коми охотники укрепляли горизонтально на вершине вертикально стоящегокола или пня, горностай мог добраться до ловушки по вбитому сбоку наклонному колу. По мнению специалистов, "нальк выгодно отличается от обычной плашки тем, что эта ловушка не заносится снегом" (Кузнецов 1953, С. 297).

С помощью слопцов добывалась значительная часть боровой дичи в ближних охотничьих угодьях, главным образом осенью, до снега, и частично в первую половину зимы. Количество чцс у одного промысловика в среднем насчитывало 200-300 шт, срок службы одного слопца измерялся 10-18 годами. Охотничьи тропы-путики, оборудованные слопцами, носили название чцс туй.

"Пасти" у коми конструктивно мало отличались от чцс и обычно носили то же наименование, но служили в отличие от слопцов для ловли зверей. Под русским названием "пасть" ловушки данного типа были широко распространены в тундровой зоне у северных коми (ижемцев), которые сих помощью добывали значительную часть песцов. Для этой цели использовалась так называемая пасть-короб, имеющая стенки и пол из колотых плах.

Кулемки (пыльцм) применялись чаще всего для ловли зайцев. Коч пыльом сооружали всегда у основания дерева. По снегу вокруг дерева делали изгородь из хвороста высотой 40-50 см и диаметром около 1 м. Два параллельных ряда вбитых в землю кольев образовывали коридор, упирающийся в ствол дерева; при входе в который настораживалась слега, утяжеленная вертикально поставленным обрубком бревна, другим концом прислоненным к дереву. В качестве сторожка (он же приманка) служила сосновая или березовая веточка, смоченная мочой. Более крупные по размеру кулемки исползовались для добычи росомах (сана пыльцм) и медведей (ош пыльцм). Медвежьи кулемки были более распространены у удорских и печорских коми. Существовало достаточно большое количество разновидностей этой ловушки, в основе конструкции которой лежал единый принцип: зверь придавливался несколькими древесными кряжами, настороженными с помощью кола-сторожка с привязанной к нему приманкой.

С помощью плашек (нальк) добывались мелкие пушные звери (горностай, частично норка, иногда белка). Количество плашек у одного охотника обычно не превышало 50 шт. Срок службы нальк из смолистого дерева доходил до 30-35 лет. Изготовляли эту ловушку из двух колотых плашек длиной около 1 м и шириной 25-30 см. На нижней плахе имелась на конце зарубка, в которую упирался конец верхней. При настораживании верхняя плаха приподнималась и ближе к концу между плахами вставлялся сторожок с привязанной к нему приманкой. Иногда плашка использовалась и для добычи рябчиков. В этом случае в ее верхней плахе выдалбливалось углубление в виде чашки, которым рябчик закрывался и оберегался от порчи.

Из переменных, т. е. переносных, а не стационарных, самоловных орудий у коми охотников значительное распространение имели деревянные ловушки чаркан, в которых зверек ущемлялся поперек тела особой давилкой в виде лопатки, опускающейся под действием энергии согнутого лука. Аналогичная ловушка под тем же названием ("черкан") была широко известна у русских и целого ряда сибирских народов. Чаркан коми охотников несколько отличался от общераспространенного типа: его механизм для сохранности добычи помещался в специальный сквозной короб. Применяли эту ловушку в основном для ловли горностаев, ставя ее у выхода из норы. Ижемские коми с помощью чаркан ловили молодых песцов для домашнего выкармливания.

До распространения железных капканов для добычи крупных зверей (росомах, волков, лисиц, выдр) у коми применяли "кляпцы" (кляпча). В прошлом это орудие было широко известно по всей лесо-таежной зоне Восточной Европы. Снабженный железными зубьями рычаг кляпча приводила в действие прочная, туго закрученная веревка. Капканы получили широкое распространение у коми охотников лишь во второй половине Х1Х в., в основном при охоте на выдру, лису, росомаху, медведя и зайцев.

На медведей настораживали кремневые ружья вблизи медвежьей тропы. Спусковые пружины ружей были соеденены веревочкой, натянутой над тропой. Заряд обычно состоял из рубленого свинца.

Добыча рябчиков у коми преимущественно велась с помощью силков (лэч), укрепленных на горизонтальной жердочке, находящейся на высоте около 1 м от земли. С двух сторон от сплетенной из четырех-пяти конских волосков петли на жердочке привешивалась приманка - кисти рябины. Количество таких петель на охотничьих тропах-путиках, оборудованных силками, (лэч туй) у некоторых охотников првышало 500 шт., хотя чаще их было 200-400.

Петли на боровую дичь, устраиваемые на земле, (му лэч) устанавливались без приманки в местах почвенных обнажений, где птицы любили купаться в пыли и искали мелкую гальку, необходимую им для перетирания пищи. Часто для привлечения птицы такие обнажения делались искусственно. Петли устанавливались в специально сделанных воротцах из веток, с двух сторон от которых устраивались заграждения из хвойных веток или вершинок молодых елей.

Водяную птицу в основном промышляли женщины и подростки с помощью петель, прикрепленных к поводкам, натянутым над водой. К прилету уток на реках близ селений стояли многие сотни петель. У коми-ижемцев был распространен лов гусей петлями, которые ставили на перешейке между двумя болотами. Гуси попадали в них, переходя по суше из одного болота в другое, находящееся рядом.

Широко прменялись коми охотниками петли со вздергивающим устройством - противовесом, типа "очепа" (карнана лэч, риа лэч, жаравеч). Карнана лэч ставили на боровую дичь, ими ловили зайцев, а печорские охотники использовали аналогичное устройство даже для ловли медведей. Карнана петля для ловли медведей представляла собой бревно-противовес, укрепленное на столбе. На короткий конец противовеса привязывались приманка и веревочная петля, а на длинный - груз, способный вздернуть попавшего в петлю медведя в воздух. Ловили медведей и петлями, укрепленными между деревьями. Для их затягивания обычно служили обрубки деревьев, прикрепленные к одному из концов петли. Такие же петли ставили на оленей и лосей. У сысольских и вычегодских охотников практиковалась ловля зайцев с помощью "пружка" (лайкана лэч), представляющего собой петлю, прикрепленную к вершине гибкого дерева. При попадании в петлю зайца срабатывал несложный сторожок и деревце, разгибаясь, затягивало петлю и приподнимало зайца над землей.

Значительная часть горностаев добывалась с помощью "силянки" (дзуг). Дзуг состоял из деревянной рамки из сосновых или еловых брусков, в которой с помощью деревянных колышков было закреплено 10-15 петель из одного скрученного вдвое конского волоса. Устанавливались эти ловушки на земле у стогов, на расстоянии 6-8 м друг от друга, в проходах заграждений из сухостоя.

Помимо самоловов давящего типа и силков печорские охотники использовали также садки на боровую дичь ("срубы", "короба") и падающие "колпаки". "Срубами" ловили тетеревов. "Сруб" состоял из пяти-семи венцов, очищенных от коры еловых бревен, и был приподнят над землей на четырех столбах высотой 1-1,5 м. Сверху он накрывался соломой и имел замаскированное отверстие в центре. Для приманки над "срубом" вешали сноп овса. "Короба" со вращающейся на оси крышкой делали из прутьев в виде корзины либо в виде ящика из досок. Тетерева садились на крышку, привлеченные приманкой - ягодами. С помощью "колпаков" из редкой сети, натянутой на обруч, ловили рябчиков и куропаток. "Колпаки" подвешивали к веткам дерева так, что при попытке дотронуться до приманки, укрепленной снизу, они падали и накрывали добычу (Гофман 1856, С. 42). К началу ХХ в. эти орудия ловли птиц употреблялись уже редко.

Ловчие ямы - несомненно, древнейший способ добычи зверей - применялись у коми в основном для ловли зайцев. Иногда с помощью ям, прикрытых хворостом с положенной на него приманкой - мясом, ловили росомах. Добывали с помощью ям и крупных копытных: лосей и оленей. Ловля лосей и оленей с помощью изгородей и ям с заостренными кольями, вырытых в проходах, имела в Северном Предуралье в прошлом, видимо, широкое распространение. Еще в конце ХV111 - первой половине Х1Х в. данные промысловые сооружения были хорошо известны как коми, так и русским охотникам Европейского Северо-Востока (Сонни 1840, С. 278-279; Волегов 1860, С. 15; Лепехин 1822, С. 127), но к началу ХХ в. они уже вышли из употребления.

Была известна коми и охота с помощью отравленной приманки, хотя широкого распространения этот способ не имел. С помощью отравленных стрихнином кусков мяса добывали волков и лисиц. Ижемские коми для промысла лисиц и песцов закладывали отраву в "почки": насыпанный и завернутый в папиросную бумагу стрихнин привязывали на нитку и обмакивали в растопленный олений жир. "Почки" развешивали на ветках деревьев вдоль следа от протащенной волоком пахучей приманки (НА КНЦ УрО РАН.- Ф.1.- Оп. 6.- Д. 4.- Л. 23).

Существенное значение для внутрихозяйственного потребления имел у коми сбор яиц водоплавающей птицы. На одном лишь оз. Донты верхневычегодские коми в начале ХХ в. за весенний период собирали до 4.000 шт. утиных яиц (Битрих 1926, С. 13). Для сбора яиц служили также специально изготовленные искусственные гнезда (горс, дупле). У печорских коми сбор яиц с помощью горс практиковался еще в начале 30-х годов ХХ в. Утка горс изготавливали чаще всего из бересты, для чего использовали обычно снятую трубкой без разреза кору со старых пней. Сверху и снизу делались крышки из бересты, а на границе верхней трети горс вырезали отверстие диаметром около 10 см.

К активным орудиям охоты, т. е подразумевающим участие человека в процесс добычи, у коми принадлежали лук, копье, ружье и сети для ловли птиц. Лук (вудж) со стрелами (ньов) - древнейшее изобретение человечества вплоть до первой половины ХV111 в. был основным орудием активного промысла у коми охотников. После быстрого и массового распространения огнестрельного оружия лук достаточно быстро исчез из употребления у коми-пермяков, у охотников же Коми края спорадическая охота с луком встречалась даже в начале ХХ в. На Печоре с луком и стрелами охотились многие старообрядцы, отвергая охоту с ружьем по религиозным мотивам. По полевым материалам автора, сразу после гражданской войны на верхней Печоре отложили ружье и взялись за лук многие охотники, так как наблюдалась острая нехватка боеприпасов. Луки, применявшиеся коми охотниками в конце Х1Х - начале ХХ в., были сложного типа, склеенные из полос березы, лиственницы и рябины. Тетива (вудж вез) изготавливалась из лосиных жил или кожаных шнурков. Колчан (нюлыс) был сделан из кожи или дерева.

Копье (шы) применялось охотниками коми главным образом при охоте на медведя, иногда с его помощью добивали попавшуюся в капкан росомаху и загнанных во время охоты гоном лосей и оленей. Медвежье копье (ош шы) имело втульчатый листовидный обоюдоострый наконечник с шириной лезвия около 45 мм и длиной 190-200 мм или также втульчатый, трехгранный, той же длины. Насаживались наконечники на рукоять диаметром около 4 см. Изготавливались они местными кузнецами.

Подъемные сети на пиц - перевесья (ветос) имели у коми применение с давних пор, первые письменные сведения о них относятся к ХVI - началу ХVII в. К началу ХХ в. ловля перелетной водоплавающей птицы сетями сохранялась лишь у удорских коми. Ветос устанавливали обычно на перешейке между двумя болотами или старичными озерами в специально прорубленной просеке. Птицелов сидел под сетью в центре, спрятавшись в шалаш-загородку (сай), и смотрел , когда подлетит птичья стая, чтобы спустить сеть перевеса с помощью веревки.

Огнестрельное оружие появилось у коми охотников в конце ХV11 - начале ХV111 в. и быстро распространилось среди всего промыслового контингента. Терминология, связанная с ружейным промыслом, в коми языке практически полностью заимствована из русского: пищаль (ружье), ствол, дуло, затвор,свинеч-порок,порошнича, осечка, метитны (целиться) и т. д. Вплоть до ХХ в. большинство коми охотников продолжало охотиься с примитивными кремневыми ружьями. Основной причиной столь долгого сохранения кремневых ружей была их безотказность и крайняя простота конструкции, позволявшая легко производить мелкий ремонт подручными средствами либо полностью заменить вышедший из строя замок новым, изготовленным местными кузнецами. Для охоты на крупных животныхслужили кремневые ружья с диаметром ствола около 12 мм ("турки"), для мелких животных предназначались ружья малого калибра(5-6 мм).Для "турки" пули отливались, а ружья малого калибра заряжались кусочками свинца, которые охотник откусывал зубами от свинцового прута. Порох коми охотники расходовали очень экономно, при охоте на белок из одного фунта пороха выходило от 300 до 500 зарядов. С руки коми охотники стреляли крайне редко, обычно в качестве сошки служил охотничий посох койбедь, либо ружье опирали на ветку дерева или, реже, на специально срубленную сошку.

Необходимым предметом снаряжения ружейного охотника являлась тасма - охотничий пояс. Тасма носилась через плечо и представляла собой кожаный ремень с прикрепленной к нему за ушки и подвешенными на ремешках кожаными мешочками для кремней, дроби и компаса. Кроме того, также на ремешках, к охотничьему поясу были прикреплены кожаная сумочка для огнива, кремня и трута, отвертка, проволока для прочистки ружейного замка, мерки для пороха, а для пистонных ружей - пистонница. На ремне тасмы закреплялась и спираль из свинцового прута для изготовления\ пуль. Пороховница (порошнича, порок доз_ изготавливалась самими охотниками из березового нароста-капа, реже - из корневой части березы в форме полого внутри сплюснутого шара. Пистонницы для хранения пистонов делались из кожи, иногда из коровьих рогов.

Удачливость охотников при ружейном промысле во многом определялась тем, насколько опытную собаку он имел. С помощью собак велся основной беличий промысел, их использовали при добыче куницы, выдры и других пушных зверей; при охоте на лосей и оленей; при ружейном промысле боровой дичи, исключая рябчика и т. д. Обязательное наличие собаки у каждого промысловика было в дальних походах артелями. Охотничьи собаки у коми относились к группе пород лаек, известной в прошлом под наименованием зырянской лайки. В настоящее время чистота породы не сохранилась. Зырянской лайке были присущи хорошее обоняние, зрение и слух (чутье); упорное преследование найденного зверя или птицы и последующее облаивание (слежка); звучный и доносчивый голос, настойчивость и упорство при поиске, слежке и облаивании (вязкость). Хорошо обученная собака зверя или птицу не рвала, а только "закусывала", за зайцем не гонялась, искала и хорошо брала выдру; встретив росомаху, поднимала ее на дерево и держала до прихода охотника; не боялась медведя а шла на него и "держала". Особенно ценились лайки, одинаково хорошо промышлявшие любого зверя, поскольку редкий охотник мог позволить себе содержать несколько собак с различной специализацией. Хороших собак берегли, на промысле "охотник заботливо относится к своей собаке и скорее сам не доест, а ее накормит" (Ляцкий 1904, С.281). Обучали молодую собаку в лесу обычно с хорошей, уже бывавшей год-два на промысле лайкой. Хороших,обученных собак продавали очень редко и цены на них были весьма высоки; чаще их меняли на скотину, причем, хорошая собака нередко ценилась выше коровы. Обычно же продаже подлежали лишь щенки. У коми охотников существовала целая "наука" выбора щенков. Знатоки, умевшие по внешнему виду (экстерьеру) щенка и его поведению определить как его пригодность для охоты вообще, так и на какого зверя он пойдет, когда вырастет, пользовались особым уважением среди промысловиков. Наиболее часто выбор щенков заключался в следующем: еще слепых щенят клали на табурет, оставляли почуявших край табурета и выбраковыволи упавших с него; их бросали в воду и не спасали тех, что барахтались на месте, а не пытались плыть. Внешними признаками доброкачественных щенков считались длинный и толстый хвост, выступающая затылочная кость (будущая "бельчатница"), особое строение неба и т. д. К настоящему времени чистота породы зырянских лаек уже утрачена, а в результате слияния зырянской, архангельской, новгородской, карельской, вотяцкой и других близких пород лаек образовалась русская охотничья лайка (Зелинский 1953, С. 318).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.