ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Завершение формирования народностей. Заселение Верхней Вычегды, Печоры, Ижмы и Летки.


 

Жеребцов И.Л. © 1999

Завершающий этап формирования народностей коми приходится на ХVII-ХVIII вв. В указанное время росли производительные силы. Увеличивались площади, занятые под земледелие, повышалась роль последнего в хозяйстве коми, нивелировались местные социально-экономические условия, сближавшиеся с общероссийскими. Росло мелкое ремесло, поднималась товарность сельского хозяйства, возникали промышленные предприятия, развивался внутренний обмен. Постепенно преодолевались рамки земельных союзов, поначалу мало связанных друг с другом; этому способствовали как укреплявшиеся торговые связи, так и взаимные переселения жителей из одних районов края в другие. Основное ядро народности коми составляли обитатели бассейна Вычегды - вычегжане, вымичи и сысольцы. Население других, более отдаленных частей Коми края сыграло меньшую роль в этом процессе в силу чисто географических факторов. Сложившиеся народности коми-зырян и коми-пермяков, по определению Л.П.Лашука, - это особый тип этнической общности, обладающей единством языка, этнического самосознания и имени, этнической территории и культурно-бытового уклада (при наличии и местных особенностей), которая формируется в феодальную эпоху при сравнительно развитых формах хозяйства и общения людей на базе ранее возникших территориальных союзов (Лашук 1972).

В ходе завершающего этапа формирования народности коми произошли значительные изменения в расселении коми-зырян. Этому способствовало присоединение Сибири к России, т.к. появилась возможность для переселений коми на Печору и верхнюю Вычегду. А установление прочного контроля Москвы над Вятско-Камским бассейном облегчило условия для миграций коми на юг. В I трети ХVII в. началась колонизация верхневычегодских земель, активизировавшаяся в середине и второй половине столетия. В начале ХVII в. этот обширный район был фактически безлюден. На Вычегде последними селениями были Пезмог и Маджа, да на притоке Вычегды р. Вишере имелись два поселения - Вишера и Большелуг. (Существовавшие там ранее несколько других населенных пунктов к этому времени исчезли). В 1608-1629 гг. на р. Вишере и ниже ее устья на Вычегде возникли еще три-четыре поселения: Небдино, Сторожевск, Сюзяиб и, возможно, Другая Сюзяиб. Их основатели были, видимо, рядом с Вишеры и Выми. Позднее к ним присоединились переселенцы с нижней Вычегды и Сысолы.

В 1629-1646 гг. главным районом колонизации на верхней Вычегде стала территория значительно выше по течению - при впадении в Вычегду рек Кулом и Нем, где появилось пять поселений (Усть-Кулом, Усть-Нем и др.). Большая часть населения пришли в этот район из Вишерской волости и, возможно, с Выми; имелось и некоторое количество выходцев с Лузы и Сысолы. В 1646-1678 гг. на верхней Вычегде были основаны 28 населенных пунктов: Руч, Деревянск, Аныб и др. Среди их первопоселенцев были и выходцы из различных районов Коми края. Так, в Деревянске поселились люди у трех сысольских селений, из д.Парчег на Вычегде, а также с Лузы, Удоры и Вишеры. В 1 четверти ХVIII в. населенные пункты имелись уже на всем протяжении Вычегды вплоть до самых верховьев. В ходе освоения этого района на основе переселенцев из всех частей Коми края в ХVII-ХVIII вв. сформировалась этнографическая группа верхневычегодских коми. Оформился и особый верхневычегодский диалект коми языка . Этнографическая смешанность коми переселенцев, а также значительная их изоляция от окружающего инонационального населения явились, по мнению Л.Н.Жеребцова, причиной культурно-бытовой и диалектной специфики верхневычегодцев. Для этой группы характерно языковое и культурное смешение и большое сохранение древних элементов традиционной культуры. В антропологическом отношении верхневычегодцы тяготеют к вятско-камскому сублапаноидному типу (Чебоксаров 1946; Верхневычегодский диалект коми языка 1971; Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996).

Отдельная локальная группа коми - локчимцы (локчимса) - сложилась на притоке Вычегды р.Локчиме. Этот район стал заселяться на рубеже ХVII-ХVIII вв. К 1707 г. здесь появились три селения - Позтыкерос, Боякерос и Мордин, основанные мигрантами с Сысолы. В середине ХVIII в. к названным населенным пунктам добавились Конша, Дань, Четдын, Лопыдино, среди основателей которых были выходцы с Сысолы и из ряда верхневычегодских поселений. Заселение р.Нившеры (приток Вишеры) началось в 1 половине ХVIII в. выходцами с Выми, верхней и нижней Вычегды и Сысолы. Освоение других притоков Вычегды в ее верхнем течении происходило позднее, в ХIХ - начале ХХ вв. (Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996)

Во второй половине XVII - начале ХVIII вв. происходило постепенное передвижение коми вниз по р. Летке, до селений Прокопьевка и Булатовка. Со временем здесь оформилась локальная группа летских коми, говорящих на одном диалекте с населением Лузы, но обладающих специфическими чертами в материальной и духовной культуре (это было вызвано, в частности, включением значительного русского компонента) (Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982).

Во II половине ХVII в. началось переселение коми на верхнюю Печору. В 1674 г. выходцы с Лузы, Сысолы и Удоры основали здесь первое поселение - починок Кузьминский (современный Троицко-Печорск). В 1707-1719 гг. ниже Троицко-Печорска были основаны деревни Петрушино, Покча, Савинобор, Скаляп, первопоселенцами которых были, в основном, мигранты с верхней Вычегды. В 1719-1747 гг. еще ниже по течению появились д.Воздино, в 1747-1785 гг.: - деревни Подчерье, Усть-Шугор, Усть-Соплеск, Даниловка и Усть-Аранец, а в ХIХ в. - Конецбор, Медвежская, Красный яг (крайние пункты расселения верхнепечорских коми). В названных и других селениях селились выходцы с Сысолы, верхней Вычегды и отдельные переселенцы из других районов. Это, а также включение русско-пермяцкого компонента (переселенцы из Прикамья) создало этнокультурную и языковую специфику верхнепечорских коми. Определенную роль сыграли и природные условия, малопригодные (в отличие от Вычегды, Сысолы и Лузы) для занятия земледелием, зато обеспечивавшие (по крайней мере, в первое время) богатый охотничье-рыболовный промысел. Эта этнографическая группа сложилась в течение ХVIII в.; оформился и печорский диалект коми языка (Лашук 1972; Сахарова, Сельков, Колегова 1976; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996; он же 1998а).

В течение ХVIII в. произошли решающие изменения в расселении коми на Ижме и средней Печоре. Первоначально коми-ижемцы основали две деревни на р.Печоре между устьями Ижмы и Цильмы - Гарево (1729 г.) и Нерица (1731 г.). В последующие годы это направление миграций ижемских коми не получило развития, поскольку в указанном районе столкнулись два встречных потока переселенцев - коми из Ижемской слободки и русских из Усть-Цильмы. Последние осваивали территорию от р.Пижмы (выше Усть-Цильмы) и далее вниз по течению Печоры до современных границ Республики Коми (Жеребцов И.Л. 1998а). Этническая граница между коми и русскими на Печоре пролегла в районе р.Нерицы (Лашук 1958).

На самой р.Ижме близ Ижемской слободки в 1747-1763 гг. появилось 6 селений - Сизябск, Мохча, Гам, Мошьюга, Злоба и Ласта, в которых поселились выходцы из Ижемской слободки. В то же время ижемец Г.С.Канев основал поселение на огромном расстоянии от Ижемской слободки и в противоположной стороне от района первоначальных переселений ижемцев на Печору. Он переселился вверх по Печоре до р.Колвы, где и основал деревню Усть-Уса. В 1763-1782 гг. коми-ижемцы, во-первых заселили низовья Ижмы, где появились деревни Диюр, Усть-Ижма и др. Освоением низовьев ижемцы не ограничились и стали продвигаться вверх по Печоре в сторону Колвы, но первоначально такое продвижение было незначительным. В 1763-1766 гг. была основана д.Щельяюр, позднее (около 1782 г.) - Брыкаланск. Выше Брыкаланска на обширных пространствах по берегам Печоры не существовало селений. А выше Колвы на Печоре, на значительном удалении от нее, в устье р.Кожвы появилась деревня Усть-Кожва. Ее в 1782-1795 гг. основали переселенцы из Ижемской слободки (Семяшкин), Мохчи (Канев, Истомин), Краснобора (Артеев). Усть-Кожва стала своего рода "пограничным пунктом" ижемских коми на Печоре, выше нее возникли селения, основанные верхне-печорскими коми. В 1763-1782 гг. началось продвижение коми-ижемцев вверх по Ижме. Там появились деревни Картаель, Поромес и Кедвавом (Жеребцов И.Л. 1998а). В самых верховьях р.Ижмы позднее, уже в ХIХ в. появилось несколько небольших поселений, основанных переселенцами с Вишеры и верхней Вычегды.

Формирование ижемской этнографической группы (изьватас) завершилось во II половине ХVIII в. Основой ижемцев были переселенцы с Выми и Удоры, к которым в ХVII в. присоединились русские из Усть-Цильмы. На это указывают как письменные источники, так и антропологические данные. В ХVII-ХVIII вв. с восприятием оленеводства у ненцев, с выходом в тундру и с установлением устойчивых и разнообразных взаимосвязей с ненцами в составе ижемцев появился ненецкий компонент. Ижемцев отличает свой диалект и яркая культурно-бытовая и хозяйственная специфика, сложившаяся вследствие заимствования оленеводства, его усовершенствования. Сыграли свою роль и природные условия: суровый климат, тундра, богатые промысловые угодья и т.д. (Лашук 1958; он же 1972; Жеребцов Л.Н. 1982).

Численность коми-зырян в ХVIII в. постепенно росла. В 1725 г. в Коми крае насчитывалось примерно 52,5-53,5 тыс. жителей, из них в границах современной Республики Коми проживали 37-38 тыс. коми и 2,5 тыс. русских. В 1745 г. в Коми крае проживало 54-54,3 тыс. чел. (в пределах современных границ республики - 42-42,5 тыс.). Численность коми-зырян, проживавших на территории Коми края, не превышала 38 тыс. чел. К 1763 г. общая численность населения Коми края достигла примерно 61,8 тыс. чел., в том числе в пределах современной Республики Коми - 48,5-49 тыс. Из них, по нашим подсчетам, коми насчитывалось около 46 тыс. чел. В 1782 г. общая численность населения Коми края составляла примерно 65 тыс. чел. (в пределах совр. Республики Коми - 55-56 тыс., из них 51,5-52 тыс. коми и 3,5-4 тыс. русских). Русские жили в Усть-Цильме и возникших по соседству с ней в XVIII в. деревнях, в Усть-Выми, Лойме, поселках при Сереговском и трех появившихся в XVIII в. на Сысоле заводах (Нювчимском, Кажимском и Нючпасском), а также частично в Спаспорубе. С преобразованием погоста Усть-Сысолы в уездный город Усть-Сысольск в 1780 г. там также поселилось немало русских. В 1795 г. в Коми крае проживало примерно 68,5 тыс. чел. (в пределах совр. Республики Коми - 58-59 тыс. чел., в том числе 54-54,5 тыс. коми и 4-4,5 тыс. русских). Примечательно, что количество жителей в коми-зырянских волостях увеличивалось быстрее, чем в соседних русских (или смешанных русско-коми со значительным преобладанием первых) (Жеребцов И.Л. 1998а).

Численность коми-пермяков в 1760-м г. составляла 9 тысяч человек. Основная их часть жила во II половине ХVIII в. в Чердынском и Соликамском уездах. Еще в ХVII в. большинство живших в верховьях Камы и на Вишере пермяков переселились в бассейн западных притоков Камы - Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы. Незначительное число коми-пермяков проживало в Глазовском уезде Вятской губернии, в состав которого входила часть верховьев Камы. В течение ХVIII в. завершилась этническая консолидация коми-пермяков. Территория их расселения в конце этого столетия близка современной. Следует отметить еще передачу Строгановым в 1700-1702 гг. плодородных поречий Соликамского уезда и земель на Косе и Лалогу из Чердынского уезда, населенных в основном коми-пермяками, попавшими в результате в феодальную зависимость от Строгановых.

В ХVII-ХVIII вв. сложились и этнографические группы коми-пермяков. Основные из них - язьвинцы (одной из наиболее своеобразных черт культуры которых является значительное распространение старообрядчества), иньвенцы (длительное время находившиеся под властью Строгановых, что наложило отпечаток на их быт и культуру), чердынцы, соликамцы и зюздинцы (среди последних наиболее сильно влияние русских-вятичей) (Белицер 1958).

В ХVII-ХVIII вв. продолжалось переселение в Прикамье коми-зырян, оседавших в Чердынском и Соликамском уездах, в вотчинах Строгановых. В 1 четверти ХVII в. они впервые появились, например, в Сылвенско-Иренском поречье. Особенно много было в прикамских селения выжегжан и сысольцев. В переселениях на Каму были заинтересованы, в частности, владельцы солеваренных заводов, нуждавшиеся в рабочей силе. Так, в 1720-х гг. на соляном заводе Суровцева (Соль Камская) находились выходцы из Жешартской волости, из Тыдора, Арбача, Ванвиздино, Серегово, Усть-Сысолы, Керчемьи, Небдина, Подъельска, Важгортской волости, с верхней Печоры.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.