Завершение формирования народностей. Заселение Верхней Вычегды, Печоры, Ижмы и Летки. |
Жеребцов И.Л. © 1999 Завершающий этап формирования народностей коми приходится на ХVII-ХVIII вв. В указанное время росли производительные силы. Увеличивались площади, занятые под земледелие, повышалась роль последнего в хозяйстве коми, нивелировались местные социально-экономические условия, сближавшиеся с общероссийскими. Росло мелкое ремесло, поднималась товарность сельского хозяйства, возникали промышленные предприятия, развивался внутренний обмен. Постепенно преодолевались рамки земельных союзов, поначалу мало связанных друг с другом; этому способствовали как укреплявшиеся торговые связи, так и взаимные переселения жителей из одних районов края в другие. Основное ядро народности коми составляли обитатели бассейна Вычегды - вычегжане, вымичи и сысольцы. Население других, более отдаленных частей Коми края сыграло меньшую роль в этом процессе в силу чисто географических факторов. Сложившиеся народности коми-зырян и коми-пермяков, по определению Л.П.Лашука, - это особый тип этнической общности, обладающей единством языка, этнического самосознания и имени, этнической территории и культурно-бытового уклада (при наличии и местных особенностей), которая формируется в феодальную эпоху при сравнительно развитых формах хозяйства и общения людей на базе ранее возникших территориальных союзов (Лашук 1972). В ходе завершающего этапа формирования народности коми произошли значительные изменения в расселении коми-зырян. Этому способствовало присоединение Сибири к России, т.к. появилась возможность для переселений коми на Печору и верхнюю Вычегду. А установление прочного контроля Москвы над Вятско-Камским бассейном облегчило условия для миграций коми на юг. В I трети ХVII в. началась колонизация верхневычегодских земель, активизировавшаяся в середине и второй половине столетия. В начале ХVII в. этот обширный район был фактически безлюден. На Вычегде последними селениями были Пезмог и Маджа, да на притоке Вычегды р. Вишере имелись два поселения - Вишера и Большелуг. (Существовавшие там ранее несколько других населенных пунктов к этому времени исчезли). В 1608-1629 гг. на р. Вишере и ниже ее устья на Вычегде возникли еще три-четыре поселения: Небдино, Сторожевск, Сюзяиб и, возможно, Другая Сюзяиб. Их основатели были, видимо, рядом с Вишеры и Выми. Позднее к ним присоединились переселенцы с нижней Вычегды и Сысолы. В 1629-1646 гг. главным районом колонизации на верхней Вычегде стала территория значительно выше по течению - при впадении в Вычегду рек Кулом и Нем, где появилось пять поселений (Усть-Кулом, Усть-Нем и др.). Большая часть населения пришли в этот район из Вишерской волости и, возможно, с Выми; имелось и некоторое количество выходцев с Лузы и Сысолы. В 1646-1678 гг. на верхней Вычегде были основаны 28 населенных пунктов: Руч, Деревянск, Аныб и др. Среди их первопоселенцев были и выходцы из различных районов Коми края. Так, в Деревянске поселились люди у трех сысольских селений, из д.Парчег на Вычегде, а также с Лузы, Удоры и Вишеры. В 1 четверти ХVIII в. населенные пункты имелись уже на всем протяжении Вычегды вплоть до самых верховьев. В ходе освоения этого района на основе переселенцев из всех частей Коми края в ХVII-ХVIII вв. сформировалась этнографическая группа верхневычегодских коми. Оформился и особый верхневычегодский диалект коми языка . Этнографическая смешанность коми переселенцев, а также значительная их изоляция от окружающего инонационального населения явились, по мнению Л.Н.Жеребцова, причиной культурно-бытовой и диалектной специфики верхневычегодцев. Для этой группы характерно языковое и культурное смешение и большое сохранение древних элементов традиционной культуры. В антропологическом отношении верхневычегодцы тяготеют к вятско-камскому сублапаноидному типу (Чебоксаров 1946; Верхневычегодский диалект коми языка 1971; Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996). Отдельная локальная группа коми - локчимцы (локчимса) - сложилась на притоке Вычегды р.Локчиме. Этот район стал заселяться на рубеже ХVII-ХVIII вв. К 1707 г. здесь появились три селения - Позтыкерос, Боякерос и Мордин, основанные мигрантами с Сысолы. В середине ХVIII в. к названным населенным пунктам добавились Конша, Дань, Четдын, Лопыдино, среди основателей которых были выходцы с Сысолы и из ряда верхневычегодских поселений. Заселение р.Нившеры (приток Вишеры) началось в 1 половине ХVIII в. выходцами с Выми, верхней и нижней Вычегды и Сысолы. Освоение других притоков Вычегды в ее верхнем течении происходило позднее, в ХIХ - начале ХХ вв. (Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996) Во второй половине XVII - начале ХVIII вв. происходило постепенное передвижение коми вниз по р. Летке, до селений Прокопьевка и Булатовка. Со временем здесь оформилась локальная группа летских коми, говорящих на одном диалекте с населением Лузы, но обладающих специфическими чертами в материальной и духовной культуре (это было вызвано, в частности, включением значительного русского компонента) (Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982). Во II половине ХVII в. началось переселение коми на верхнюю Печору. В 1674 г. выходцы с Лузы, Сысолы и Удоры основали здесь первое поселение - починок Кузьминский (современный Троицко-Печорск). В 1707-1719 гг. ниже Троицко-Печорска были основаны деревни Петрушино, Покча, Савинобор, Скаляп, первопоселенцами которых были, в основном, мигранты с верхней Вычегды. В 1719-1747 гг. еще ниже по течению появились д.Воздино, в 1747-1785 гг.: - деревни Подчерье, Усть-Шугор, Усть-Соплеск, Даниловка и Усть-Аранец, а в ХIХ в. - Конецбор, Медвежская, Красный яг (крайние пункты расселения верхнепечорских коми). В названных и других селениях селились выходцы с Сысолы, верхней Вычегды и отдельные переселенцы из других районов. Это, а также включение русско-пермяцкого компонента (переселенцы из Прикамья) создало этнокультурную и языковую специфику верхнепечорских коми. Определенную роль сыграли и природные условия, малопригодные (в отличие от Вычегды, Сысолы и Лузы) для занятия земледелием, зато обеспечивавшие (по крайней мере, в первое время) богатый охотничье-рыболовный промысел. Эта этнографическая группа сложилась в течение ХVIII в.; оформился и печорский диалект коми языка (Лашук 1972; Сахарова, Сельков, Колегова 1976; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996; он же 1998а). В течение ХVIII в. произошли решающие изменения в расселении коми на Ижме и средней Печоре. Первоначально коми-ижемцы основали две деревни на р.Печоре между устьями Ижмы и Цильмы - Гарево (1729 г.) и Нерица (1731 г.). В последующие годы это направление миграций ижемских коми не получило развития, поскольку в указанном районе столкнулись два встречных потока переселенцев - коми из Ижемской слободки и русских из Усть-Цильмы. Последние осваивали территорию от р.Пижмы (выше Усть-Цильмы) и далее вниз по течению Печоры до современных границ Республики Коми (Жеребцов И.Л. 1998а). Этническая граница между коми и русскими на Печоре пролегла в районе р.Нерицы (Лашук 1958). На самой р.Ижме близ Ижемской слободки в 1747-1763 гг. появилось 6 селений - Сизябск, Мохча, Гам, Мошьюга, Злоба и Ласта, в которых поселились выходцы из Ижемской слободки. В то же время ижемец Г.С.Канев основал поселение на огромном расстоянии от Ижемской слободки и в противоположной стороне от района первоначальных переселений ижемцев на Печору. Он переселился вверх по Печоре до р.Колвы, где и основал деревню Усть-Уса. В 1763-1782 гг. коми-ижемцы, во-первых заселили низовья Ижмы, где появились деревни Диюр, Усть-Ижма и др. Освоением низовьев ижемцы не ограничились и стали продвигаться вверх по Печоре в сторону Колвы, но первоначально такое продвижение было незначительным. В 1763-1766 гг. была основана д.Щельяюр, позднее (около 1782 г.) - Брыкаланск. Выше Брыкаланска на обширных пространствах по берегам Печоры не существовало селений. А выше Колвы на Печоре, на значительном удалении от нее, в устье р.Кожвы появилась деревня Усть-Кожва. Ее в 1782-1795 гг. основали переселенцы из Ижемской слободки (Семяшкин), Мохчи (Канев, Истомин), Краснобора (Артеев). Усть-Кожва стала своего рода "пограничным пунктом" ижемских коми на Печоре, выше нее возникли селения, основанные верхне-печорскими коми. В 1763-1782 гг. началось продвижение коми-ижемцев вверх по Ижме. Там появились деревни Картаель, Поромес и Кедвавом (Жеребцов И.Л. 1998а). В самых верховьях р.Ижмы позднее, уже в ХIХ в. появилось несколько небольших поселений, основанных переселенцами с Вишеры и верхней Вычегды. Формирование ижемской этнографической группы (изьватас) завершилось во II половине ХVIII в. Основой ижемцев были переселенцы с Выми и Удоры, к которым в ХVII в. присоединились русские из Усть-Цильмы. На это указывают как письменные источники, так и антропологические данные. В ХVII-ХVIII вв. с восприятием оленеводства у ненцев, с выходом в тундру и с установлением устойчивых и разнообразных взаимосвязей с ненцами в составе ижемцев появился ненецкий компонент. Ижемцев отличает свой диалект и яркая культурно-бытовая и хозяйственная специфика, сложившаяся вследствие заимствования оленеводства, его усовершенствования. Сыграли свою роль и природные условия: суровый климат, тундра, богатые промысловые угодья и т.д. (Лашук 1958; он же 1972; Жеребцов Л.Н. 1982). Численность коми-зырян в ХVIII в. постепенно росла. В 1725 г. в Коми крае насчитывалось примерно 52,5-53,5 тыс. жителей, из них в границах современной Республики Коми проживали 37-38 тыс. коми и 2,5 тыс. русских. В 1745 г. в Коми крае проживало 54-54,3 тыс. чел. (в пределах современных границ республики - 42-42,5 тыс.). Численность коми-зырян, проживавших на территории Коми края, не превышала 38 тыс. чел. К 1763 г. общая численность населения Коми края достигла примерно 61,8 тыс. чел., в том числе в пределах современной Республики Коми - 48,5-49 тыс. Из них, по нашим подсчетам, коми насчитывалось около 46 тыс. чел. В 1782 г. общая численность населения Коми края составляла примерно 65 тыс. чел. (в пределах совр. Республики Коми - 55-56 тыс., из них 51,5-52 тыс. коми и 3,5-4 тыс. русских). Русские жили в Усть-Цильме и возникших по соседству с ней в XVIII в. деревнях, в Усть-Выми, Лойме, поселках при Сереговском и трех появившихся в XVIII в. на Сысоле заводах (Нювчимском, Кажимском и Нючпасском), а также частично в Спаспорубе. С преобразованием погоста Усть-Сысолы в уездный город Усть-Сысольск в 1780 г. там также поселилось немало русских. В 1795 г. в Коми крае проживало примерно 68,5 тыс. чел. (в пределах совр. Республики Коми - 58-59 тыс. чел., в том числе 54-54,5 тыс. коми и 4-4,5 тыс. русских). Примечательно, что количество жителей в коми-зырянских волостях увеличивалось быстрее, чем в соседних русских (или смешанных русско-коми со значительным преобладанием первых) (Жеребцов И.Л. 1998а). Численность коми-пермяков в 1760-м г. составляла 9 тысяч человек. Основная их часть жила во II половине ХVIII в. в Чердынском и Соликамском уездах. Еще в ХVII в. большинство живших в верховьях Камы и на Вишере пермяков переселились в бассейн западных притоков Камы - Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы. Незначительное число коми-пермяков проживало в Глазовском уезде Вятской губернии, в состав которого входила часть верховьев Камы. В течение ХVIII в. завершилась этническая консолидация коми-пермяков. Территория их расселения в конце этого столетия близка современной. Следует отметить еще передачу Строгановым в 1700-1702 гг. плодородных поречий Соликамского уезда и земель на Косе и Лалогу из Чердынского уезда, населенных в основном коми-пермяками, попавшими в результате в феодальную зависимость от Строгановых. В ХVII-ХVIII вв. сложились и этнографические группы коми-пермяков. Основные из них - язьвинцы (одной из наиболее своеобразных черт культуры которых является значительное распространение старообрядчества), иньвенцы (длительное время находившиеся под властью Строгановых, что наложило отпечаток на их быт и культуру), чердынцы, соликамцы и зюздинцы (среди последних наиболее сильно влияние русских-вятичей) (Белицер 1958). В ХVII-ХVIII вв. продолжалось переселение в Прикамье коми-зырян, оседавших в Чердынском и Соликамском уездах, в вотчинах Строгановых. В 1 четверти ХVII в. они впервые появились, например, в Сылвенско-Иренском поречье. Особенно много было в прикамских селения выжегжан и сысольцев. В переселениях на Каму были заинтересованы, в частности, владельцы солеваренных заводов, нуждавшиеся в рабочей силе. Так, в 1720-х гг. на соляном заводе Суровцева (Соль Камская) находились выходцы из Жешартской волости, из Тыдора, Арбача, Ванвиздино, Серегово, Усть-Сысолы, Керчемьи, Небдина, Подъельска, Важгортской волости, с верхней Печоры. |