ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

головные уборы


 
 

В.Э. Шарапов © 1999

Женские головные уборы коми различались по возрастному принципу. Девичьи головные уборы, как правило, изготовлялялись в форме открытого очелья или повязки, облегающей голову и оставлявшей неприкрытыми затылочную часть волоC. В Прилузье и на Вычегде девушки носили головедеч - венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Иногда декор головедича дополнялся металическими цепочками. Сзади головедеч и повязка украшались 6-12 цветными лентами, которые собирались на головном уборе девушки в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Головедечь летские девушки, достигшие 16 лет, впервые одевали на Пасху и впоследствии носили в летнее время года. В последний раз девушка одевала такой головной убор при венчании в церки, где вежань снимала его с головы невесты. На Удоре праздничным головным убором девушек была парчовая повязка (алöй шöвка или барсöвöй от) шириной до 20 см, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к повязке прикреплялись цветные ленты и шелковые кисти. У язьвинских девушек коми-пермячек подобная девичья повязка в одних деревнях называлась "лопшанка", в других "хаас". У вымских коми традиционным головным убором девушки в начале XX в. была "ситка" (сетка), представлявшая собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами. Ситку надевали по праздникам, главным образом на рождество, во время святочных игр. Девичий головной убор ижемок - ныв юр - налобная повязка из сложенного в узкую полоску платка, завязанного на затылке.

Чрезвычайно разнообразны свадебные головные уборы коми. По свидетельствам информантов, в прошлом, в ходе свадьбы у ижемских коми невеста меняла до пяти различных головных уборов. Накануне свадьбы, после ритуального омовения в бане и снятия с головы невесты ныв юр, на распущенные волосы невесты надевают юрной - очелье без дна, обтянутое красным сукном, вышитое бисером и украшенное мехом (чтобы уберечь красу невесты от сглаза). В районе верхней Вычегды невеста за 2-3 дня невеста до свадьбы надевала головной убор, который имел вид трапеции с двумя крыльями по бокам, к которым прикреплялись завязки. Поверх него накидывался шелковый платок, угол которого закрывал почти все лицо невесты. Этот головной убор снимала вежань - крестная мать невесты перед самым отъездом в церковь для венчания и надевала вместо него <сборник> - головной убор замужней женщины (Белицер 1958, C. 272).

Повсеместно у коми замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывали голову повойником (юртыр, баба-юр, пöвöйник, вöлöсник)- специальный чепец на мягкой основе. На Выми и в Прилузье замужние женщины, нередко, носили на голове в качестве повойника красную косынку, завязанной на затылке. У вымских коми до настоящего времени говорят: "замужняя женщина без красной повязки на голове всё равно, что церковь без главы". Традиционно коми женшины старались собирать свои вычесанные волосы и наматывали их на жесткий валик повойника, чтобы передняя часть убора и прическа были более высокими. Пожилые женщины, утратившие пышность волос, нередко, усиливали объём валика льняными очесами, тканью, либо бумагой. Вместе с тем и сам повойник служил основой для надевания других головных уборов. Выходя на улицу, при приходе гостей в дом, женщина надевала поверх волосника платок или другие головные уборы, которые полностью прикрывали волосы. В.Н. Белицер выделяет две основных группы головных уборов замужних женщин у коми. На мягкой основе различного рода вышитые повязки: треух или öшувка (Ижма); юркöртöд или сорока (Прилузье, Сысола). Празднияный головной убор - треук шился из парчи на коленкоровом или сатиновом подкладке и имел прямоугольную форму. Затыльная часть его была значительно длиннее налобной. Укрепляли треук на голове посредством завязок, пришитых по углам. Сзади к треюку пришивали две шелковые ленты. Треук покрывали шелковым платком с бахромой (сырья чышъян). Сорока предсталяла собой повседневную мягкую повязку с вышитым очельем-налобником, с двумя боковыми крыльями-завязками и хвостом, который покрывал затылок. Г.Н. Климова подчеркивает несомненную однотипность в технике декорирования летских сорок с аналогичными головными уборами у марийцев. Это так называемая техника сплошного коврового шва, когда определенные участки ткани полностью заполняются плотным узором. Орнамент на сороке выполнялся набором, косым стежком, скрещенным швом и состоял из различных геометрических мотивов, стилизованных изображений дерева (Климова 1977, C.58). Техника вышивки летских коми не имеет аналогов в орнаментальном текстиле других этнографических групп коми, однако по композиционному расположению узоров (широкими сплошными бордюрами) она очень близка к браному ткачеству вычегодских, вымских и сысольских коми. Не исключено, что мастерицы, не владеющие техникой браного ткачества, старались воспроизводить в вышивке орнаментальные мотивы, характерные для ткачества.

Головные уборы на твердой основе-сборник (Вычегда, верхняя Печора); самшура и кокошник (Печора, Вычегда, Вымь, Язьва). Сборник имел коническую форму и состоял из мягкого чепца и твердого околышка. На лобную часть сборника повязывали "патку" - платок, сложенный ввиде полосы. Сверху сборник прикрывался большим платком - чишъян ота, концы которого закалывались под подбородок. По данным М.А. Браун, у вычегодских коми сборник шили из сиреневой парчовой ткани с золотистыми растительными узорами (Опись коллекции, приобретенной Браун М.А. во время экспедиции в Коми АССР в 1967 г. Государственный музей этнографии народов России). Самшура - чепец неправильной трапециевидной формы сшитый из кумача, с твердым дном, по краям обшит твердым валиком. В первый раз женщина надевала самшуру после венца в церкви. При выходе из дома поверх самшуры надевали платок, концы которого завязывали под подбородком. Кокошник представлял собой чепец, сшитый из кумача, на холщовой подкладке. В нижний край его были вздернуты завязки, с помощью которых кокошник и укреплялся на голове. Спереди у чепца имелось твердое очелье в форме полукруга, обшитое кумачом с украшениями из пуговиц, мишуры, разного жемчуга и бисера. Кокошник носили, низко надвигая на лоб, либо сдвигали на затылок, открывая лоб и пробор. Поверх кокошника, как и поверх самшуры, повязывали платок. Дома и летом на полевых работах женщины носили кокошник без платка. Молодые коми-пермячки, жившие по р. Язьве, до рождения первого ребенка носили на лбу вместе с кокошником "принизку"- полоску кумача с нашитыми на нее бусинами и бисером. Женщины носили кокошник и самшуру вплоть до смерти, в ней же клали покойницу в гроб (Белицер 1971, C.271-271) На головных уборах у ижемских коми встречается вышивка, выполненная цветным бисером, серебряными и золотыми нитями. Параллельными нитями цветного бисера вышивали различные орнаментальные мотивы головного убора ижемской невесты. Общая схема рисунка на головных повязках одинакова: вся плоскость разделена на четыре круга, в которые вписаны шести- или восьмиконечные фигуры. Серебряными и золотыми нитями вышивали кички, сборники, кокошники - головные уборы замужних женщин. Для этого типа вышивки характерны трудночитаемые стилизованные растительные и зооморфные композиции, которые по своим мотивам очень близки к северодвинской вышивке металлической драгоценной нитью.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.