ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

промысловые сезоны


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Промысловый сезон у коми охотников подразделялся на два периода: осенний (арся вцралцм, арцс уд.) и весенне-зимний (тцвся-тулысся вцралцм). Некоторые пожилые промысловики, особенно многосемейные, проводили в угодье все лето, занимаясь ловом рыбы, сбором кедровых орехов, добычей капканами выдры и т. п. А.С. Сидоров отмечал, что "некоторые вымские охотники считают для себя более нормальным пребывание в лесу и тяготятся продолжительным пребыванием в деревне" (Сидоров 1928, С. 88). Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Осенняя охота велась преимущественно на боровую дичь в ближних охотничьих угодьях со второй половины августа (после Успенья, 15 августа ст. ст.). Основная масса промысловиков выбиралась в свои угодья после Пречистой Богородицы (8 сентября ст. ст.). В осенний промысловый сезон добывались по месяцам: во второй половине августа - рябчик, тетерев, глухарь и незначительное количество уток и гусей. В сентябре продолжался промысел боровой дичи, а также добывали норку и, реже, зайцев и медведей. В октябре - боровая дичь, норка и, реже, заяц, медведь, куница, выдра, лисица. В октябре обычно начинался и ближний промысел белки, но массовое белкование приходилось на конец месяца. В ноябре главным образом шла добыча белки и других пушных зверей, частично продолжался и промысел боровой дичи (Лобачев, Бородин 1932, С. 294).

Ближние угодья коми охотников представляли собой районы постоянного промысла отдельных охотников и членов их семей. В центре охотничьего угодья находилась промысловая избушка и хозяйственные постройки, а в разные стороны расходились "путики" (туй) - тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещались различные самоловные приборы, предназначенные в основном для ловли боровой дичи. Охота в семейных угодьях велась, как правило, в одиночку.Артели для осеннего промысла товарной дичи и пушнины были в ходу преимущественно на верхней Печоре.Артельная охота печорских промысловиков на рябчиков в предгорьях Урала начиналась с Воздвиженья (14 сентября ст. ст.), за белкой и куницей уходили за Урал после Покрова (1 октября ст. ст.). Возвращались артели около Филиппова поста (14 ноября ст. ст.). В это время и большинство охотников заканчивали осенний промысел в своих личных угодьях. Полностью осенняя охота завершалась к Николе зимнему (6 декабря ст. ст.), поскольку к этому времени уже выпадал глубокий снег, препятствующий промыслу на путиках.

На весенне-зимнюю охоту коми промысловики отправлялись после Крещения (6 января ст. ст.) и возвращались лишь в конце марта, к Благовещению (25 марта ст. ст.). Зимний промысел велся преимущественно артельным способом в дальних охотничьих угодьях. В весенне-зимний период - с января по март - в основном добывались пушные звери, реже копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла составляли песец и белая куропатка. В апреле часть промысловиков приступала к весенней добыче боровой дичи и водоплавающих птиц. Летом промысел, исключая добычу линной птицы в тундре, практически не велся. Время, затрачиваемое коми профессиональными охотниками на промысел, у большей части промысловиков колебался от трех до шести месяцев в году.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.