Нарастание демографического кризиса |
И.Л. Жеребцов © 1999 Приток переселенцев из русских земель в Коми край в течение этого времени не прекращался. В ХIV-ХV вв. русские переселенцы начали колонизировать низовья Лузы, появились русские поселения на нижней Вычегде - городки Чернигов, Выбор, Яренский, Вожамский и ряд селений, и даже в самом центре Коми края, близ устья р.Выми, возникло русское поселение - центр новой Пермской епархии городок Усть-Вымь. Многие крестьяне селились и в Вятском крае, и с течением времени память о древних коми, возможно, когда-то живших на верхней Вятке, осталась лишь в названии одного из местных административно-территориальных округов - Сырьянского стана (случайно ли его созвучие с названиями территориальных групп коми-зырян, живших в XIV - XV вв. на Сысоле - "сырьяне" и "сиряне"?). В конце ХV-ХVI вв. после колонизации нижней и средней Мезени и низовьев Вашки русские появились в низовьях Печоры, где возникли Пустозерский городок и Усть-Цильма. В этот же период русские стали большинством населения на Пинеге и нижней Вычегде (до р.Яренги и д.Межог), где коми, однако, жили еще и в ХVII в. Сохранение подобных темпов продвижения русского населения на земли Коми края могло бы привести к скорому обрусению прилузских, вычегодских, вымских, а затем и остальных групп коми народа. Приход численно превосходившего иноязычного населения с иным культурно-бытовым и хозяйственным укладом (русские были в первую очередь земледельцами) создавал очевидные трудности для дальнейшего развития коми этноса, и в первую очередь для развития традиционного охотничье-рыболовческого хозяйства, поставлявшего основную часть продуктов питания и требовавшего наличия резервных территорий освоения. Отсутствия последних в районах давнего проживания коми делало невозможным обеспечение абсолютного прироста даже местного населения (Конаков 1983). А появление многочисленных переселенцев только усугубило положение. Миграции в соседние незаселенные или слабозаселенные районы могли способствовать ликвидации относительной перенаселенности, а также сохранению хозяйственной и культурно-бытовой самобытности коми. В I половине ХVI в. часть населения одного из старожильческих районов (на р.Вымь) мигрировала на северо-запад - на верхнюю Мезень, где появились Глотова слободка (Глотово), Кослан (первое упоминание об их существовании относится к 1554 г.) и другие селения (в частности, впервые упомянутые в 1586 г. Буткан, Разгорт, Верхний Выльыб). Здесь в результате сформировалась группа глотовских коми (по названию центрального поселения - Глотовой слободки). В глотовской группе коми имелось небольшое включение русских. Принимали участие в сложении этой группы и ненцы. Поэтому глотовцы имели определенные отличия в языке, культуре и быте от соседей-удорцев. Чуть позже выходцев с Выми на верхней Мезени появились несколько семей с Вашки, которые основали д.Чернутьево и починок Пысса (упомянутые в документах в 1608 г.). Позднее появились и другие населенные пункты, где поселились выходцы с Вашки. В последующее время в связи с совместным расселением удорцев и глотовцев по верхней Мезени, их смешением эти различия стерлись. Сложилась единая удорская этнографическая группа коми с общим диалектом и культурой (Лашук 1972, Жеребцов Л.Н. 1972; Сорвачева, Безносикова 1990). Между 1567 и 1576 годами появилось первое из ныне существующих коми селений на р.Ижме - Ижемская слободка (современное с.Ижма). В некоторых трудах принимают за дату основания с.Ижмы 1567 г. в соответствии с сообщением архангельского губернатора А.П. Энгельгардта, ссылавшегося на "памятную книжку Ижемской церкви", виденную им в конце XIX в. Этот документ, однако, пока не обнаружен, и трудно судить о степени его достоверности. Однако в платежнице Пустозерской волости 1575 г. существование Ижемской слободки или любого другого селения на р.Ижме не зафиксировано, а р.Ижма примерно до впадения в нее р.Ухты (т.е. та часть, где должна была находиться Ижемская слободка) названа в составе усть-цилемских владений. Пропуск этого селения маловероятен, так как в документе перечислены не только Пустозерск и Усть-Цильма, но и все места временного жительства местного населения (промысловые жиры). Следовательно, можно предположить, что Ижемская слободка возникла после проведения описания 1575 г. Сохранились документы, свидетельствующие о существовании Ижемской слободки в 1576 г. Таким образом, Ижемская слободка возникла, вероятно, в 1575-1576 гг., после проведения описания Пустозерской волости 1574-1575 г. (Лашук 1958; он же 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996). Относительно появления даты "1567 год" в памятной книжке Ижемской церкви можно высказать следующее предположение. Эта дата могла носиться не к современному с.Ижма, а к селению, возникшему выше по р.Ижме (вверх от устья Ухты) или на притоке Ижмы - Ухте за несколько лет до основания Ижемской слободки; а впоследствии по каким-либо причинам жители этого селения переселились на другое место, где и возникло современное с.Ижма. Известны предания о том, что ижемцы первоначально жили в другом месте - в верховьях Ижмы или на р.Ухте. О том, что коми селения на р.Ижме могли существовать и до возникновения Ижемской слободки, свидетельствует открытие археологов. Близ устья р.Ухты, на правобережье р.Ижмы, они обнаружили средневековое городище (XI - XIV вв. н.э.), которое, вполне возможно, было основано пермянами вычегодскими (Плюснин, Волокитин 1990, С. 11). Не исключено, что в этом районе могли позднее, в XVI в., возникнуть и другие населенные пункты, поскольку именно здесь пролегал путь с Выми на Ижму и Печору. Основателями этой Ижемской слободки, видимо, были вымские коми, что подтверждается данными языкознания: базой для формирования ижемского диалекта послужил вымский диалект, в верхневымском онежском и ижемском говорах есть сходные черты. Среди первых жителей Ижемской слободки были также коми с Верхней Мезени. В пользу такого предположения свидетельствуют данные диалектологии и антропологии (Сахарова, Сельков 1965, С. 5; Ляшев 1975, С. 41; Баталова 1982, С. 23-24, 53, 55, 60-61; Чебоксаров 1946, С. 51). Кроме того, ижемские легенды повествуют о том, что в числе первых обитателей слободки были и русские - братья Чупровы из Усть-Цильмы. Но материалы переписной книги Пустозерского уезда 1679 г. показывают, что переселение усть-цилемцев (в частности Чупровых) на Ижму относится к более позднему времени - второй половине XVII в. Книга 1679 г. отметила в Усть-Цильме "двор пуст Конанка Чюпрова, а он сшол и живет ныне в Ыжемской слободке". Это был единственный житель Ижемской слободки, носивший фамилию Чупров, и переселился он туда, как следует из книги, уже во второй половине XVII в. Так что среди основателей Ижемской слободки усть-цилемских Чупровых не было (Жеребцов И.Л. 1996). Русские и ненцы присоединились к коми первопоселенцам Ижмы позднее. Так начала складываться наиболее своеобразная из групп коми - ижемская (изьватас). Выходцы из Коми края поселились также в Пустозерске в низовьях Печоры (Лашук 1958; 1972). В XVI в. началось освоение района в устье р.Сысолы. Наличие в Сысольской земле в 1586 г. большого количества новых поселений - починков, займищ и выставков - свидетельствует о бурных темпах освоения этого района. Коми переселялись сюда из сысольских селений (из Шошки и других); позднее тут появились переселенцы с нижней Вычегды. Один за другим возникали погост Усть-Сысола (современный г.Сыктывкар, столица Республики Коми), Выльгорт, Зеленец, Пезмог, Маджа и другие. Первое упоминание об их существовании относится к 1586 г. Большинство из них было основано, вероятно, выходцами из различных сысольских селений. Вместе с тем в языке обитателей ряда населенных пунктов этого района имеются черты, позволяющие предположить наличие в числе первопоселенцев также и выходцев с нижней Вычегды. Население Усть-Сысольского района входит в этнографическую группу сысольских коми, но говорит на своеобразном диалекте, именуемом современными исследователями присыктывкарским. (Жилина, Бараксанов 1971; Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996). Процесс внутренней колонизации активно шел в конце XVI - первой четверти XVII в. в Лузской Пермце, особенно в верховьях р. Лузы. А в 1620-1625 гг. появились первые населенные пункты на р. Летке, основанные выходцами с Лузы: Летка, Слудка и др. (Жеребцов И.Л. 1996). Однако миграциями на восток и северо-восток до начала ХVII в. препятствовали враждебные отношения с вогулами (манси) и самоядью (ненцами), а на юг (в частности, на р.Летку) - с вятичами (Жеребцов Л.Н. 1982). Поэтому, в частности, на Ижме длительное время существовало только одно коми поселение (упомянутая Ижемская слободка). Во-вторых, в условиях непрекращающегося притока иноэтничных мигрантов эти миграции принесли бы лишь временное улучшение положения, ибо спустя какое-то время русские переселенцы появились бы и в новых районах обитания коми, как это произошло на Пинеге и, вероятно, на Немьюге и нижней Вашке (еще раз отметим также наличие русского компонента в новой группе глотовских коми и смешанный коми-русский характер населения Пустозерска). А интенсивность миграций русских крестьян не снижалась. Основной поток переселенцев с конца ХV - начала ХVI вв. направлялся на крайний Северо-Восток Европы, т.е. на территорию Коми края и соседних с ним районов. Побывавший в Русском государстве в 1588 г. англичанин Д. Флетчер писал, что "царь поселил в этих странах (Перми, Печоре и западной Сибири - авт.) столько же русских, сколько там туземцев" (Савельева, Королев 1997). Это - явное преувеличение, однако слова Флетчера могли отражать действительные намерения русского правительства, его, говоря современным языком, миграционную политику. Переселения русских вызывались социально-экономическими изменениями, происходившими в государстве. Во-первых, это рост крупного землевладения, сопровождавшегося усилением закрепощения крестьян, вместе с чем возрастало бегство крестьян из центральных районов страны на Север. Кроме того, на восток стали переселяться жители ранее освоенных русскими районов Севера, где начала ощущаться нехватка пахотных земель. Имущественное и социальное расслоение северного крестьянства, проявившееся в ХVI в. и особенно явственно обозначившееся в ХVII в., выталкивало часть населения, вынуждая его переселяться. Сходные процессы происходили и среди коми, способствуя усилению подвижности жителей (Преображенский 1972; Колесников 1976). В ХV-ХVI вв. в немалой степени под социально-экономическим влиянием феодальной Руси в Коми крае развивались и упрочивались территориально-соседские связи, произошел окончательный переход от родового строя к раннеклассовому обществу. На смену территориально-племенным объединениям пришли территориальные "земляческие" связи различной величины. Одни объединяли несколько близлежащих селений в рамках одного погоста или волости, другие включали в себя целую группу таких погостов и волосток и именовались землями или волостями; территории земель-волостей в основном совпадали с территориями предшествовавших территориально-племенных объединений. Это было началом формирования народности коми (Лашук 1972). Численность населения Коми края в XV - XVI вв. можно определить только предположительно. В конце XV в. в Коми крае проживало, по приблизительным оценкам, от восьми до 12 тыс. чел. Еще столетием раньше в Коми крае проживало, вероятно, не более 6 - 8 тыс. чел. На демографическое развитие отрицательное влияние оказывали эпидемии различных болезней, возможности борьбы с которыми в условиях неразвитости медицины были крайне ограничены. Так, в 1494 г. жителям Пермской земли "было добре тяжко вельми от болезни, от трясавицы и от огненые многие люди изомроша". В 50-60-х гг. XVI в. на Европейском Северо-Востоке проживало 10 - 12 тыс. коми. Большинство из них обитало в пределах современной Республики Коми, а небольшая часть - в соседних районах со смешанным русско-коми населением (на нижней Вычегде, в низовьях Вашки и Печоры). К сокращению этнической территории коми на западе из-за притока иноязычных мигрантов и трудностями в развитии охоты и рыболовства в ХVI - I половине ХVII вв. добавились еще и катастрофические по своим последствиям неурожаи зерновых культур. Земледелие к рубежу ХVI-ХVII вв. заняло важное место в хозяйстве коми, поставляя немалую часть продуктов питания для местного населения. Однако ухудшение климатических условий вследствие наступления малого ледникового периода (пик которого пришелся на II половину ХVI - I половину ХVII вв.) вызывало частые стихийные бедствия, приводившие к сильным и длительным (иногда по несколько лет подряд) неурожаям. Последние в сочетании с упоминавшимися сложностями в развитии охоты и рыболовства ввергали хозяйство населения Коми края в состояние кризиса (особенно сильно - в 1590-х, 1601-1603, 1636-1638 и 1640-1644 гг.). Это привело к высокой смертности и бегству жителей. "Лета 7110 (1602 г.) много людей государевых померло потому в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись вятским и сибирским городам", - сообщает Вычегодско-Вымская летопись. Бегство продолжалось и в последующее время. Например, во второй половине двадцатых - середине сороковых годов ХVII в. из Коми края в различные регионы ушли более тысячи человек (более 800 из них - в Сибирь). В результате в ряде районов Коми края уменьшилась численность населения. Так, в конце ХVI - начале ХVII вв. сохранилось количество жителей в Пыелдинской, Ибской и Шошкинской волостях на средней и нижней Сысоле. В целом, однако, численность коми в бассейнах Вычегды, Лузы и Печоры выросла. Если в конце XVI в. общая численность жителей Коми края (включая и районы, находившиеся за пределами современной Республики Коми) составляла примерно 19 - 21 тыс. человек, то во II половине 1620-х гг. - примерно 28 - 30 тыс. коми и русских (считая низовья Печоры и нижнюю Вычегду со смешанным русско-коми населением; преобладали там русские). Из них на территории современной Республики Коми проживало около 19 тыс., в том числе коми 17,1 - 17,4 тыс.; русских, живших в Усть-Цильме, Усть-Выми, Лойме и Спаспорубе, насчитывалось 1,6 - 1,9 тыс. человек. Но в последующее время ситуация резко изменилась. К 1646 г. почти во всех районах Коми края (на Сысоле, Удоре, средней Вычегде, Выми, в Лузской и Вилегодской Пермцах) сократилось количество жителей (на это явление применительно к значительной части Коми края впервые обратил внимание историк М.А.Мацук) (Мацук 1985). Особенно трудное положение сложилось на Выми, где численность населения уменьшилась на 42% (с 2360 до 1380 человек), в Лузской Пермце - на 47% (3210 до 1700 человек) и в небольшой Вилегодской Пермце - на 83% (с 210 до 35 человек). В Коми крае осталось около 25 тыс. жителей (в границах современной Республики Коми - около 15,7 тыс. жителей, из них 14,1 - 14,3 тыс. коми и 1,4 - 1,6 тыс. русских). Разумеется, определить численность коми и русского населения можно лишь приблизительно, предполагая (опираясь на данные более позднего времени), в каких волостях проживали коми, в каких - русские. Сами источники XVII в. содержат весьма скудную информацию на этот счет. В 1666 г. через Коми край в Сибирь проехал немецкий офицер (фамилия неизвестна), отметивший в своем дневнике: "Что касается провинции и края, расположенных между: городом Соль-Вычегодском и могучей рекой Камой, то жители их называются пермяки: Эти люди имеют свой особенный язык, отличающийся от русского и от татарского. Это достаточно большая провинция, но главным образом, лес и пустыня; жители высокие и крепкие люди; наряду со своим родным языком употребляют они также русский; на своем же говорят обыкновенно, он очень непохож на другие". Швед Э. Пальмквист, побываший в Москве в 1673 г., различал зырян и пермяков и сообщал, что "от Сольвычегодска начинается народ, называемый зыряне"; пермяки же жили ближе к Соликамску. Однако сам он на Вычегде не бывал и использовал полученные от кого-то сведения. Но о том, что где-то за Сольвычегодском начинаются земли, населенные зырянами, сообщают в своих записках также Избрант Идес и Адам Бранд, участники русского посольства в Пекин 1692 г. По словам И.Идеса, он выехал из Сольвычегодска на санях "и в тот же день прибыл в страну зырян, или Волость-Ужгу. Народ здесь говорит на языке, который не имеет ничего общего с московским, а скорее близок к: языку населения Лифляндии". А. Бранд сообщил, что, покинув Сольвычегодск, они "в тот же день проехали еще 50 верст, или 10 немецких миль, и достигли страшно густого, большого и темного леса, раскинувшегося на 800 верст (или 160 немецких миль) и заселенного на довольно большом пространстве. В нем по деревням и местечкам живет народ по имени зыряне:" (Савельева, Королев 1997). Таким образом, уже в 50 верстах за Сольвычегодском на смену русским селениям приходили зырянские. Правда, неизвестно, каким образом путешествовали послы от Сольвычегодска - по Вычегде до устья Сысолы или только до устья Виледи и через Виледь на среднюю Сысолу, поэтому мы не знаем, какие зыряне имелись в виду - нижневычегодские или вилегодские. Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркел в челобитной 1653 г. писал, что крестьяне Усть-Вымской вотчины говорят "по-зырянски, по-пермяцки и многие русским языком говорить не могут". Сысольские крестьяне в конце XVII в. подчеркиваи, что они "русского языку не разумеют, что у них язык пермский". Выборные должностные лица Лузской Пермцы именовались "пермскими целовальниками", "зырянскими челобитчиками". О том, что и в Пустозерске еще во второй половине XVII - начале XVIII вв. жили коми, свидетельствует челобитная пустозерцев 1667 г., авторы которой называют себя "пермяченками"; в 1705 г. среди пустозерцев упоминаются "пермяцкие дети" (Очерки по истории Коми АССР 1955; История Коми АССР 1978). Сокращение этнической территории коми на западе, ассимиляция коми населения западных районов, сокращение (хотя и временное) численности жителей в восточных районах позволяет охарактеризовать время с конца ХII-ХIII до ХVII вв. включительно как период постепенно нараставшего этнодемографического кризиса у народа коми. Этот кризис достиг пика в середине XVII в. Дальнейшее его усиление угрожало самому существованию коми. |