ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Нарастание демографического кризиса


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

Приток переселенцев из русских земель в Коми край в течение этого времени не прекращался. В ХIV-ХV вв. русские переселенцы начали колонизировать низовья Лузы, появились русские поселения на нижней Вычегде - городки Чернигов, Выбор, Яренский, Вожамский и ряд селений, и даже в самом центре Коми края, близ устья р.Выми, возникло русское поселение - центр новой Пермской епархии городок Усть-Вымь. Многие крестьяне селились и в Вятском крае, и с течением времени память о древних коми, возможно, когда-то живших на верхней Вятке, осталась лишь в названии одного из местных административно-территориальных округов - Сырьянского стана (случайно ли его созвучие с названиями территориальных групп коми-зырян, живших в XIV - XV вв. на Сысоле - "сырьяне" и "сиряне"?). В конце ХV-ХVI вв. после колонизации нижней и средней Мезени и низовьев Вашки русские появились в низовьях Печоры, где возникли Пустозерский городок и Усть-Цильма. В этот же период русские стали большинством населения на Пинеге и нижней Вычегде (до р.Яренги и д.Межог), где коми, однако, жили еще и в ХVII в.

Сохранение подобных темпов продвижения русского населения на земли Коми края могло бы привести к скорому обрусению прилузских, вычегодских, вымских, а затем и остальных групп коми народа. Приход численно превосходившего иноязычного населения с иным культурно-бытовым и хозяйственным укладом (русские были в первую очередь земледельцами) создавал очевидные трудности для дальнейшего развития коми этноса, и в первую очередь для развития традиционного охотничье-рыболовческого хозяйства, поставлявшего основную часть продуктов питания и требовавшего наличия резервных территорий освоения. Отсутствия последних в районах давнего проживания коми делало невозможным обеспечение абсолютного прироста даже местного населения (Конаков 1983). А появление многочисленных переселенцев только усугубило положение.

Миграции в соседние незаселенные или слабозаселенные районы могли способствовать ликвидации относительной перенаселенности, а также сохранению хозяйственной и культурно-бытовой самобытности коми. В I половине ХVI в. часть населения одного из старожильческих районов (на р.Вымь) мигрировала на северо-запад - на верхнюю Мезень, где появились Глотова слободка (Глотово), Кослан (первое упоминание об их существовании относится к 1554 г.) и другие селения (в частности, впервые упомянутые в 1586 г. Буткан, Разгорт, Верхний Выльыб). Здесь в результате сформировалась группа глотовских коми (по названию центрального поселения - Глотовой слободки). В глотовской группе коми имелось небольшое включение русских. Принимали участие в сложении этой группы и ненцы. Поэтому глотовцы имели определенные отличия в языке, культуре и быте от соседей-удорцев. Чуть позже выходцев с Выми на верхней Мезени появились несколько семей с Вашки, которые основали д.Чернутьево и починок Пысса (упомянутые в документах в 1608 г.). Позднее появились и другие населенные пункты, где поселились выходцы с Вашки. В последующее время в связи с совместным расселением удорцев и глотовцев по верхней Мезени, их смешением эти различия стерлись. Сложилась единая удорская этнографическая группа коми с общим диалектом и культурой (Лашук 1972, Жеребцов Л.Н. 1972; Сорвачева, Безносикова 1990).

Между 1567 и 1576 годами появилось первое из ныне существующих коми селений на р.Ижме - Ижемская слободка (современное с.Ижма). В некоторых трудах принимают за дату основания с.Ижмы 1567 г. в соответствии с сообщением архангельского губернатора А.П. Энгельгардта, ссылавшегося на "памятную книжку Ижемской церкви", виденную им в конце XIX в. Этот документ, однако, пока не обнаружен, и трудно судить о степени его достоверности. Однако в платежнице Пустозерской волости 1575 г. существование Ижемской слободки или любого другого селения на р.Ижме не зафиксировано, а р.Ижма примерно до впадения в нее р.Ухты (т.е. та часть, где должна была находиться Ижемская слободка) названа в составе усть-цилемских владений. Пропуск этого селения маловероятен, так как в документе перечислены не только Пустозерск и Усть-Цильма, но и все места временного жительства местного населения (промысловые жиры). Следовательно, можно предположить, что Ижемская слободка возникла после проведения описания 1575 г. Сохранились документы, свидетельствующие о существовании Ижемской слободки в 1576 г. Таким образом, Ижемская слободка возникла, вероятно, в 1575-1576 гг., после проведения описания Пустозерской волости 1574-1575 г. (Лашук 1958; он же 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996).

Относительно появления даты "1567 год" в памятной книжке Ижемской церкви можно высказать следующее предположение. Эта дата могла носиться не к современному с.Ижма, а к селению, возникшему выше по р.Ижме (вверх от устья Ухты) или на притоке Ижмы - Ухте за несколько лет до основания Ижемской слободки; а впоследствии по каким-либо причинам жители этого селения переселились на другое место, где и возникло современное с.Ижма. Известны предания о том, что ижемцы первоначально жили в другом месте - в верховьях Ижмы или на р.Ухте. О том, что коми селения на р.Ижме могли существовать и до возникновения Ижемской слободки, свидетельствует открытие археологов. Близ устья р.Ухты, на правобережье р.Ижмы, они обнаружили средневековое городище (XI - XIV вв. н.э.), которое, вполне возможно, было основано пермянами вычегодскими (Плюснин, Волокитин 1990, С. 11). Не исключено, что в этом районе могли позднее, в XVI в., возникнуть и другие населенные пункты, поскольку именно здесь пролегал путь с Выми на Ижму и Печору.

Основателями этой Ижемской слободки, видимо, были вымские коми, что подтверждается данными языкознания: базой для формирования ижемского диалекта послужил вымский диалект, в верхневымском онежском и ижемском говорах есть сходные черты. Среди первых жителей Ижемской слободки были также коми с Верхней Мезени. В пользу такого предположения свидетельствуют данные диалектологии и антропологии (Сахарова, Сельков 1965, С. 5; Ляшев 1975, С. 41; Баталова 1982, С. 23-24, 53, 55, 60-61; Чебоксаров 1946, С. 51). Кроме того, ижемские легенды повествуют о том, что в числе первых обитателей слободки были и русские - братья Чупровы из Усть-Цильмы. Но материалы переписной книги Пустозерского уезда 1679 г. показывают, что переселение усть-цилемцев (в частности Чупровых) на Ижму относится к более позднему времени - второй половине XVII в. Книга 1679 г. отметила в Усть-Цильме "двор пуст Конанка Чюпрова, а он сшол и живет ныне в Ыжемской слободке". Это был единственный житель Ижемской слободки, носивший фамилию Чупров, и переселился он туда, как следует из книги, уже во второй половине XVII в. Так что среди основателей Ижемской слободки усть-цилемских Чупровых не было (Жеребцов И.Л. 1996). Русские и ненцы присоединились к коми первопоселенцам Ижмы позднее. Так начала складываться наиболее своеобразная из групп коми - ижемская (изьватас). Выходцы из Коми края поселились также в Пустозерске в низовьях Печоры (Лашук 1958; 1972).

В XVI в. началось освоение района в устье р.Сысолы. Наличие в Сысольской земле в 1586 г. большого количества новых поселений - починков, займищ и выставков - свидетельствует о бурных темпах освоения этого района. Коми переселялись сюда из сысольских селений (из Шошки и других); позднее тут появились переселенцы с нижней Вычегды. Один за другим возникали погост Усть-Сысола (современный г.Сыктывкар, столица Республики Коми), Выльгорт, Зеленец, Пезмог, Маджа и другие. Первое упоминание об их существовании относится к 1586 г. Большинство из них было основано, вероятно, выходцами из различных сысольских селений. Вместе с тем в языке обитателей ряда населенных пунктов этого района имеются черты, позволяющие предположить наличие в числе первопоселенцев также и выходцев с нижней Вычегды. Население Усть-Сысольского района входит в этнографическую группу сысольских коми, но говорит на своеобразном диалекте, именуемом современными исследователями присыктывкарским. (Жилина, Бараксанов 1971; Лашук 1972; Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996). Процесс внутренней колонизации активно шел в конце XVI - первой четверти XVII в. в Лузской Пермце, особенно в верховьях р. Лузы. А в 1620-1625 гг. появились первые населенные пункты на р. Летке, основанные выходцами с Лузы: Летка, Слудка и др. (Жеребцов И.Л. 1996).

Однако миграциями на восток и северо-восток до начала ХVII в. препятствовали враждебные отношения с вогулами (манси) и самоядью (ненцами), а на юг (в частности, на р.Летку) - с вятичами (Жеребцов Л.Н. 1982). Поэтому, в частности, на Ижме длительное время существовало только одно коми поселение (упомянутая Ижемская слободка). Во-вторых, в условиях непрекращающегося притока иноэтничных мигрантов эти миграции принесли бы лишь временное улучшение положения, ибо спустя какое-то время русские переселенцы появились бы и в новых районах обитания коми, как это произошло на Пинеге и, вероятно, на Немьюге и нижней Вашке (еще раз отметим также наличие русского компонента в новой группе глотовских коми и смешанный коми-русский характер населения Пустозерска). А интенсивность миграций русских крестьян не снижалась. Основной поток переселенцев с конца ХV - начала ХVI вв. направлялся на крайний Северо-Восток Европы, т.е. на территорию Коми края и соседних с ним районов.

Побывавший в Русском государстве в 1588 г. англичанин Д. Флетчер писал, что "царь поселил в этих странах (Перми, Печоре и западной Сибири - авт.) столько же русских, сколько там туземцев" (Савельева, Королев 1997). Это - явное преувеличение, однако слова Флетчера могли отражать действительные намерения русского правительства, его, говоря современным языком, миграционную политику. Переселения русских вызывались социально-экономическими изменениями, происходившими в государстве. Во-первых, это рост крупного землевладения, сопровождавшегося усилением закрепощения крестьян, вместе с чем возрастало бегство крестьян из центральных районов страны на Север. Кроме того, на восток стали переселяться жители ранее освоенных русскими районов Севера, где начала ощущаться нехватка пахотных земель. Имущественное и социальное расслоение северного крестьянства, проявившееся в ХVI в. и особенно явственно обозначившееся в ХVII в., выталкивало часть населения, вынуждая его переселяться. Сходные процессы происходили и среди коми, способствуя усилению подвижности жителей (Преображенский 1972; Колесников 1976).

В ХV-ХVI вв. в немалой степени под социально-экономическим влиянием феодальной Руси в Коми крае развивались и упрочивались территориально-соседские связи, произошел окончательный переход от родового строя к раннеклассовому обществу. На смену территориально-племенным объединениям пришли территориальные "земляческие" связи различной величины. Одни объединяли несколько близлежащих селений в рамках одного погоста или волости, другие включали в себя целую группу таких погостов и волосток и именовались землями или волостями; территории земель-волостей в основном совпадали с территориями предшествовавших территориально-племенных объединений. Это было началом формирования народности коми (Лашук 1972).

Численность населения Коми края в XV - XVI вв. можно определить только предположительно. В конце XV в. в Коми крае проживало, по приблизительным оценкам, от восьми до 12 тыс. чел. Еще столетием раньше в Коми крае проживало, вероятно, не более 6 - 8 тыс. чел. На демографическое развитие отрицательное влияние оказывали эпидемии различных болезней, возможности борьбы с которыми в условиях неразвитости медицины были крайне ограничены. Так, в 1494 г. жителям Пермской земли "было добре тяжко вельми от болезни, от трясавицы и от огненые многие люди изомроша". В 50-60-х гг. XVI в. на Европейском Северо-Востоке проживало 10 - 12 тыс. коми. Большинство из них обитало в пределах современной Республики Коми, а небольшая часть - в соседних районах со смешанным русско-коми населением (на нижней Вычегде, в низовьях Вашки и Печоры).

К сокращению этнической территории коми на западе из-за притока иноязычных мигрантов и трудностями в развитии охоты и рыболовства в ХVI - I половине ХVII вв. добавились еще и катастрофические по своим последствиям неурожаи зерновых культур. Земледелие к рубежу ХVI-ХVII вв. заняло важное место в хозяйстве коми, поставляя немалую часть продуктов питания для местного населения. Однако ухудшение климатических условий вследствие наступления малого ледникового периода (пик которого пришелся на II половину ХVI - I половину ХVII вв.) вызывало частые стихийные бедствия, приводившие к сильным и длительным (иногда по несколько лет подряд) неурожаям. Последние в сочетании с упоминавшимися сложностями в развитии охоты и рыболовства ввергали хозяйство населения Коми края в состояние кризиса (особенно сильно - в 1590-х, 1601-1603, 1636-1638 и 1640-1644 гг.). Это привело к высокой смертности и бегству жителей. "Лета 7110 (1602 г.) много людей государевых померло потому в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись вятским и сибирским городам", - сообщает Вычегодско-Вымская летопись. Бегство продолжалось и в последующее время. Например, во второй половине двадцатых - середине сороковых годов ХVII в. из Коми края в различные регионы ушли более тысячи человек (более 800 из них - в Сибирь).

В результате в ряде районов Коми края уменьшилась численность населения. Так, в конце ХVI - начале ХVII вв. сохранилось количество жителей в Пыелдинской, Ибской и Шошкинской волостях на средней и нижней Сысоле. В целом, однако, численность коми в бассейнах Вычегды, Лузы и Печоры выросла. Если в конце XVI в. общая численность жителей Коми края (включая и районы, находившиеся за пределами современной Республики Коми) составляла примерно 19 - 21 тыс. человек, то во II половине 1620-х гг. - примерно 28 - 30 тыс. коми и русских (считая низовья Печоры и нижнюю Вычегду со смешанным русско-коми населением; преобладали там русские). Из них на территории современной Республики Коми проживало около 19 тыс., в том числе коми 17,1 - 17,4 тыс.; русских, живших в Усть-Цильме, Усть-Выми, Лойме и Спаспорубе, насчитывалось 1,6 - 1,9 тыс. человек.

Но в последующее время ситуация резко изменилась. К 1646 г. почти во всех районах Коми края (на Сысоле, Удоре, средней Вычегде, Выми, в Лузской и Вилегодской Пермцах) сократилось количество жителей (на это явление применительно к значительной части Коми края впервые обратил внимание историк М.А.Мацук) (Мацук 1985). Особенно трудное положение сложилось на Выми, где численность населения уменьшилась на 42% (с 2360 до 1380 человек), в Лузской Пермце - на 47% (3210 до 1700 человек) и в небольшой Вилегодской Пермце - на 83% (с 210 до 35 человек). В Коми крае осталось около 25 тыс. жителей (в границах современной Республики Коми - около 15,7 тыс. жителей, из них 14,1 - 14,3 тыс. коми и 1,4 - 1,6 тыс. русских).

Разумеется, определить численность коми и русского населения можно лишь приблизительно, предполагая (опираясь на данные более позднего времени), в каких волостях проживали коми, в каких - русские. Сами источники XVII в. содержат весьма скудную информацию на этот счет. В 1666 г. через Коми край в Сибирь проехал немецкий офицер (фамилия неизвестна), отметивший в своем дневнике: "Что касается провинции и края, расположенных между: городом Соль-Вычегодском и могучей рекой Камой, то жители их называются пермяки: Эти люди имеют свой особенный язык, отличающийся от русского и от татарского. Это достаточно большая провинция, но главным образом, лес и пустыня; жители высокие и крепкие люди; наряду со своим родным языком употребляют они также русский; на своем же говорят обыкновенно, он очень непохож на другие".

Швед Э. Пальмквист, побываший в Москве в 1673 г., различал зырян и пермяков и сообщал, что "от Сольвычегодска начинается народ, называемый зыряне"; пермяки же жили ближе к Соликамску. Однако сам он на Вычегде не бывал и использовал полученные от кого-то сведения. Но о том, что где-то за Сольвычегодском начинаются земли, населенные зырянами, сообщают в своих записках также Избрант Идес и Адам Бранд, участники русского посольства в Пекин 1692 г. По словам И.Идеса, он выехал из Сольвычегодска на санях "и в тот же день прибыл в страну зырян, или Волость-Ужгу. Народ здесь говорит на языке, который не имеет ничего общего с московским, а скорее близок к: языку населения Лифляндии". А. Бранд сообщил, что, покинув Сольвычегодск, они "в тот же день проехали еще 50 верст, или 10 немецких миль, и достигли страшно густого, большого и темного леса, раскинувшегося на 800 верст (или 160 немецких миль) и заселенного на довольно большом пространстве. В нем по деревням и местечкам живет народ по имени зыряне:" (Савельева, Королев 1997). Таким образом, уже в 50 верстах за Сольвычегодском на смену русским селениям приходили зырянские. Правда, неизвестно, каким образом путешествовали послы от Сольвычегодска - по Вычегде до устья Сысолы или только до устья Виледи и через Виледь на среднюю Сысолу, поэтому мы не знаем, какие зыряне имелись в виду - нижневычегодские или вилегодские.

Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркел в челобитной 1653 г. писал, что крестьяне Усть-Вымской вотчины говорят "по-зырянски, по-пермяцки и многие русским языком говорить не могут". Сысольские крестьяне в конце XVII в. подчеркиваи, что они "русского языку не разумеют, что у них язык пермский". Выборные должностные лица Лузской Пермцы именовались "пермскими целовальниками", "зырянскими челобитчиками". О том, что и в Пустозерске еще во второй половине XVII - начале XVIII вв. жили коми, свидетельствует челобитная пустозерцев 1667 г., авторы которой называют себя "пермяченками"; в 1705 г. среди пустозерцев упоминаются "пермяцкие дети" (Очерки по истории Коми АССР 1955; История Коми АССР 1978).

Сокращение этнической территории коми на западе, ассимиляция коми населения западных районов, сокращение (хотя и временное) численности жителей в восточных районах позволяет охарактеризовать время с конца ХII-ХIII до ХVII вв. включительно как период постепенно нараставшего этнодемографического кризиса у народа коми. Этот кризис достиг пика в середине XVII в. Дальнейшее его усиление угрожало самому существованию коми.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.