ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Переселение за Урал и на Кольский полуостров


 
 

Жеребцов И.Л. © 1999

В ХIХ - начале ХХ вв. значительные группы коми-зырян и коми-пермяков оседали на Алтае. Так, в 1803 г. на территории современного Сорокинского р-на Алтайского края была основана д.Зыряновка. Ее первыми обитателями, судя по фамилиям, были коми-пермяки Черновы, Казанцевы, Гусельниковы. К настоящему времени их в Зыряновке не осталось, а в селе живут коми-зыряне с верхней Сысолы (из Койгородка, Гривы и Ужги). Примерно в 1870 г. в Зыряновку переселились первые выходцы из верхнесысольских селений. Последняя группа прибыла в 1912-1915 гг. в 1970 г. многие жители Зыряновки носили фамилии Турубанов, Торопов, Кузеванов и другие, распространенные на верхней Сысоле, и сохранили в обиходе верхнесысольский диалект коми языка. Кроме того, в селе живут и выходцы из других районов Коми края. Часть из них уже в 1970 г. была записана русскими. К 1970-м гг. в похозяйственных списках села Зыряновка все обитатели села указаны русскими, но при этом работники сельсовета точно знают, какая семья у них действительно русская, какая - коми, сообщал изучивший состав местного населения Л.Н. Жеребцов (Жеребцов Л.Н. 1982).

В селе Новозыряновка живут потомки иньвенских коми-пермяков Утевы, Кайгородовы, Кривощековы и др. Их предки переселились в этот район в конце ХIХ - начале ХХ вв. Первопоселенцам в первые десятилетия была свойственна бытовая замкнутость, но в дальнейшем ходе межнациональных общений произошло сближение коми с иноэтничными соседями. Постепенно утрачивались элементы традиционной коми культуры, особенно материальной (усваивались иные типы жилищ, заимствовались орудия труда и методы хозяйствования). Более устойчивыми оказалась духовная культура, и в первую очередь язык, смена которого, по наблюдениям Л.Н. Жеребцова, происходила у алтайских коми лишь в четвертом поколении (Жеребцов Л.Н. 1982).

В середине и второй половние ХIХ в. значительные группы коми-ижемцев поселились в Северном Зауралье (куда, как уже говорилось, выходцы из Коми края приходили и в предшествующие столетия). В 1842 г. на р.Ляпин поселилась первая семья переселенцев с Ижмы. В последующие годы к ним почти каждый год присоединялись одна или две, а порой и больше, ижемских семей; таким образом здесь возникла деревня Саранпауль. В 1853 г. первая коми семья поселилась в Обдорске (Салехард), через 5 лет к ним присоединилась еще одна, а в 1859 г. - еще 4 семейства. С 1863 по 1899 гг. почти ежегодно в Обдорск переселялись от 1 до 5 семей (в 1873 г. приехало 8 семейств, в 1893 г. - 7). На рубеже столетий, в 1900-1901 гг. в Обдорске появилось 22 коми семьи из-за Урала. В 1863 г. несколько коми семейств поселились в г.Березове. С 1875 г. ижемцы стали оседать в селе Мужи. Поначалу там появились 4 семьи, в 1879 г. - еще 4, в 1881 г. - 2, в 1882 г. - 1 и т.д. Больше всего переселенцев прибыло в 1891 г. (10 семей), 1895 г. (7), 1897 г. (8), 1898 г. (9), 1899 г. (8), 1901 г. (8), 1902 г. (7). В начале ХХ в. в Мужах проживало 88 ижемских семей, в Обдорске - 101 семейство. В 1913 г. в Березовском уезде проживало примерно 500 ижемцев, в 1924 г. - 959. В конце 1925 г. в Березовском районе насчитывалось 250 хозяйств, 1140 жителей. В Обдорском районе в 1925 г. проживало 3810 коми (2,7% населения). Эти группы коми существуют до настоящего времени (Лашук 1958; Жеребцов Л.Н. 1982; Конаков, Котов 1991).

В начале 70-х гг. ХIХ в. коми основали несколько селений на территории нынешней Омской области. Примерно в 1870 г. выходцы из с.Кибра ( на средней Сысоле) основали д.Кибер-Спасск. В 1896 г. коми (с верхней Вычегды) поселились на берегу р.Шиш (приток Иртыша), где основали с. Имшегал. Позднее к ним присоединились другие коми мигранты. В обоих поселения и сейчас имеется коми население (Конаков, Котов 1991). В 1922-1923 гг. несколько коми переселенцев с Выми уехало в Минусинский край. В 1925 г. свыше 30 семей из Турьи, Коней и других вымских селений поселилось на р.Чулым в Ачинском округе. Через два года к ним присоединилось еще более 50 семей. Почти из каждого селения, расположенного на Выми, хотя бы одна семья в 1920-е гг. уехала в Сибирь (Жеребцов И.Л., Рогачев 1993).

В середине 80-х годов XIX в. группа коми-ижемских оленеводов под влиянием нехватки пастбищ, массовых заболеваний оленей решилась на беспримерное переселение, двинувшись с Печоры на Кольский полуостров. С собой переселенцы взяли многочисленных (несколько тысяч) оленей и самое необходимое имущество. Пройдя вдоль побережья Северного Ледовитого океана и Белого моря, они пересекли по весеннему ненадежному льду Кандалакшский залив и ступили на землю Кольского полуострова. Около двух лет ушло у них на это путешествие и на выбор места жительства. Зимой 1887 г. они поселились в центре полуострова близ саамского села Ловозеро. Тогда их было 65 человек (в том числе и несколько ненцев). В 1895 г. в Ловозере проживали 75 коми. В конце XIX - начале XX столетия к ним присоединились новые мигранты из Ижмо-Печорского края. В 1897 г. здесь насчитывалось 116 коми, в 1915 г. - 493 коми. В 1926 г. на Кольском полуострове проживало 715 коми (Жеребцов Л.Н. 1982; Конаков, Котов 1991).

В конце двадцатых - тридцатые годы произошли существенные перемены в социально-экономической ситуации, коренным образом изменившие характеристики основной этнической территории коми. Наступил новый этап этнодемографического развития коми. Коллективизация сломала традиционную систему крестьянского хозяйства, колхозники были лишены права свободного перемещения. Следствием этого стало прекращение естественного расширения этнической территории коми. Закончилась крестьянская колонизация бассейна Печоры, прекратилась "подпитка" колоний на Кольском полуострове и в Сибири. Миграция населения была поставлена под жесткий как никогда ранее контроль государства. Началась "гулагизация" Коми края. Этническая территория коми в 30-40-е гг. практически не изменялась (Жеребцов И.Л., Рогачев 1993; Жеребцов И.Л. 1995).

Начиная со второй половины 50-х гг. лагерная сеть была значительно сокращена, ликвидированы спецпоселки. Но часть из них трансформировалась в "вольные" поселки, создав опорную сеть расселения в северных районах. Создание развитой сети городских поселений, стабилизация сети лесных поселков в послевоенные десятилетия сопровождались сокращением числа традиционных типов сельских поселений - сел и деревень. Например, в 1939 г. в Коми АССР насчитывалось 1218 сел, деревень и хуторов (выселков), а в 1989 г. осталось всего 534. Основное сокращение произошло в 60-80-е гг., когда шла ликвидация "неперспективных деревень", интенсивная миграция сельского населения в города (Жеребцов И.Л., Рогачев 1993). Это приводило к подрыву естественной основы традиционного хозяйства и культуры народов коми. О том, что они представляли собой на рубеже XIX - ХХ вв., мы расскажем в следующих разделах.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.