ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

оленеводство


 
 

О.В. Котов © 1999

Этой специфической отраслью животноводства занимались только ижемцы, северная группа коми-зырян, расселенная по берегам рек Ижмы, Печоры и Усы с притоками. Кроме них разводили оленей некоторые удорцы, но в незначительном количестве. Их оленеводство можно было назвать избенным, где оленей содержали как прочий рогатый скот. Ижемцы объективно опоздали к освоению европейских тундр, так как сформировалась группа довольно поздно - в конце ХVI в. Большеземельская, Канинская и Тиманская (Малоземельская) тундры находились во владении ненцев, чьи права были закреплены в актовых документах того времени. По обрывочным сведениям численность ненецких стад только в Большеземельской тундре в конце ХVIII в. составляла около 200 тыс. оленей, у ижемцев в тот же период было не более 30 тыс. голов. Но уже к середине следующего века стада ижемцев достигли числа в 150-200 тыс. оленей при уменьшении ненецких стад примерно наполовину. По некоторым данным в 1842 г. на Ижме имелось 225 оленеводческих хозяйств, около 20% из которых владели стадами в тысячу олене и более. Ижемцы, воспользовавшись окончательным "замирением" в ХVIII в. некогда воинственных ненецких племен, смело двинулись в тундру, арендуя у ненецких обществ огромные участки пастбищ. По неофициальным подсчетам С.В.Керцелли у ижемцев к концу ХIХ в. имелось ужу не менее 350 тыс. оленей, выпасавшимся не только в европейских тундрах летом, но и частично, в Зауралье зимой. Успех ижемского оленеводства обеспечивался не столько их "колонизаторскими" приемами во взаимоотношениях с ненцами - спаивание, неэквивалентный товарообмен, подкуп ненецких "вождей" и государственных чиновников, хотя все это было. Успех был предопределен прогрессивностью ижемской системы оленеводства. Коми создали систему крупнотабунного товарного оленеводства, активно включили эту отрасль в рынок в отличие от ненцев, держащих оленей для собственных нужд. В торговлю у ижемцев уходило до 70% всей оленеводческой продукции, это был самый высокий показатель по всем северным народам царской России. Этому же способствовало "отсечение" всех торговых посредников и самостоятельный выход коми оленеводов на всероссийский и даже зарубежный рынки. Ижемцы также наладили относительно "глубокую" переработку продукции, заготовляя не только мясо, но и перерабатывая оленьи шкуры на замшу.

Высока по тем временам была ижемская культура содержания и выпаса оленей. Они быстро нашли оптимальный количественный и половозрастной состав стад, проводили "профессиональную" специализацию своих оленей. Пасли оленей пастухи, причем круглосуточно и с помощью оленегонных собак.

Хозяйство и быт оленеводов, конечно же, отличались от других коми. Они вели полукочевой образ жизни, то есть на зимовку вставали рядом с родными селениями и бульшую часть времени проводили дома. Кроме этого дома в ижемских селениях постоянно жила часть семьи оленевода, чаще старики и дети. Некоторые ижемцы, особенно на р.Усе, кочевали вместе со стадом и жили в чуме постоянно. Быт оленевода состоит из непрестанной работы и редких праздников. На мужчинах лежала обязанность пасти оленя, добывать зверя и птицу, ловить рыбу, изготовлять Оленеводческий инвентарь и упряжь, заготовлять дрова. Женщина готовили пищу, заготавливали и перерабатывали продукты, обрабатывали шкуры, шили одежду и покрышки для чума, часто помогали в "мужских" делах. Дети тоже не оставались без дела. Девочки уже с 7-8 лет активно помогали матери в ее делах, некоторые в этом возрасте уже могли шить одежду. Мальчики в 7 лет могли запрягать оленей и управлять оленьей упряжкой, более старшие (10-12 лет) уже помогали пасти оленей и ходить на промысел.

Главная работа для оленевода - это работа с оленями. Он их выпасает, охраняет, кастрирует, дрессирует, забивает, лечит и многое другое. Пастух и олень находятся в постоянном взаимодействии и человеку, проведшему с оленями не один десяток лет, известно об оленях, их привычках, повадках, болезнях очень и очень многое. Опытные оленеводы знали каждого оленя в своем полутора-двухтысячном стаде, а наиболее для них "приближенные" - ездовые олени почти всегда имели и клички. Олени (кцр) различаются по полу, возрасту и специализации.

Новорожденный олень называется ижемцами пежгу теля или пыжик. Мягкая шкура и неплотная шерсть имеют обычно светлокоричневый тон до темнокоричневого, редко белый. Шкура пыжика идет, главным образом, на изготовление капюшонов малиц или зырянских шапок, а также на изготовление чулков-липтов.

Примерно через три месяца, к августу, теленок меняет шерсть на более короткую и плотную и уже называется неблюем. Именно из шкур неблюев ижемцы предпочитают шить малицы и совики, поэтому их еще называют "маличными неблюями". К зиме олень подрастает и шерсть его становится грубой. Шкуры оленя от 6 мес. и до года называют постелью, а самого оленя - теля. Именно постели идут на изготовление замши и изготовление совиков и малиц более низкого сорта. Олени этой возрастной группы составляют основную долю осенне-зимнего забоя. Этот периодд также характерен постепенным половым созреванием (бывает, что уже в шестимесячном возрасте самцы могут покрывать самок) и далее оленеводческая терминология имеет только половозрастной характер. Подчеркивая важность воспроизводства стада, оленей выделяют по способности к деторождению самцов-производителей (хора) и самок, приносящих приплод (важенка, редко - энька). Важенка, отелившаяся в возрасте одного года называется нядко, а до 2 лет - сырича. Хора в возрасте от года до второй линьки (1 год и 3 мес.) ижемцами зовется нялуку. После линьки и до 2-х лет хора уже называют намнюку, а с 2 лет и до самой смерти он уже лончак или просто хора. Холощенных самцов обычно называют хаптом, а яловую самку - хапторкой. Их охотно используют в качестве ездовых. Среди холощенных быков выделяется менурей, который в упряжке не используется. Это самые ухоженные олени, для некоторых оленеводов украшение стада - "выставочный образец". Они сильные и увесистые, часто становятся вожаками, ведут за собой стадо, ломают крепкий наст и т.п. Кастрированного быка от момента операции и до весны, когда у него вырастут рога - ховут хора хап, после чего его и называют быком. Рачительные оленеводы всегда стремились к половозрастной селекции. Оптимальный состав стада по полу и возрасту по мнению многих исследователей и описателей всегда сводился к формуле: много важенок, мало хоров и достаточно много быков и хапторок, то есть на тысячу оленей необходимо иметь ок. 400-550 важенок, 10-20 хоров, 100-140 быков, остальные телята. Большое количество важенок приводит к быстрому размножению стада. Малое количество производителей способствует появлению крепкого и здорового потомства, так как для размножения оставляются самые лучшие. Кроме того считается, что большое количество производителей повышает количество яловых самок, так как увеличивается число драк между ними во время гона и они заняты в основном ими. Большое количество быков способствует эффективности кочевок и промыслов. Некоторые специально увеличивали число ездовых оленей, чтобы участвовать в извозе, торговле, промыслах с высокой товарностью.

Итак, заботы пастуха. Самая главная операция весной - это отел оленей. Предусмотрительные ижемцы обычно подыскивали для него место заранее, где-то в зоне лесотундры. Оптимальными считались "островки" тайги (вцрдi), защищенные от ветров и имевшие много корма. Отел обычно начинается в зависимости от температурно-климатических условий в конце апреля - начале мая и продолжается 2-3 недели. Пастух обычно следит за тем, чтобы новорожденные не падали вниз головой и чтобы самка не отгоняла их от себя. Во время отела оленеводы также обучают ездовых оленей ходить в упряжке. По истечении срока массового отела начинают готовиться к летнему кочевью. Оленьи упряжки составляются в обоз (аргиш) из 5-7 нарт, где впереди ездовые нарты, за ними грузовые. Несколько аргишей направляются по оленьим дорогам (ворга) к так называемым проходам, ведущим в тундру на летние пастбища. Такие перекочевки составляли 25-30 км в день, летних пастбищ обычно достигали к середине июля, старались выбрать места, где меньше оводов, гнуса и комаров. Обычно после главного праздника оленеводов - Ильина дня (2 авг. н.ст.) уже готовились к обратному кочевью. Главное событие осеннего кочевья - это массовый забой оленей (козем), который происходил поздней осенью, но до замерзания рек. Для этого стада подгонялись к рекам, где были забойные загоны-корали. На реках стояли уже лодки заготовителей мяса и шкур. Сами оленеводы в забое участия не принимали, считая это делом не своим. А забивалось очень много, обычно от 10 до 25% всего стада. По окончанию забоя оленеводы двигали свои стада к зимним пастбищам, где-нибудь в тайге, но чтобы рядом имелись открытые пространства.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.