оленеводство |
О.В. Котов © 1999 Этой специфической отраслью животноводства занимались только ижемцы, северная группа коми-зырян, расселенная по берегам рек Ижмы, Печоры и Усы с притоками. Кроме них разводили оленей некоторые удорцы, но в незначительном количестве. Их оленеводство можно было назвать избенным, где оленей содержали как прочий рогатый скот. Ижемцы объективно опоздали к освоению европейских тундр, так как сформировалась группа довольно поздно - в конце ХVI в. Большеземельская, Канинская и Тиманская (Малоземельская) тундры находились во владении ненцев, чьи права были закреплены в актовых документах того времени. По обрывочным сведениям численность ненецких стад только в Большеземельской тундре в конце ХVIII в. составляла около 200 тыс. оленей, у ижемцев в тот же период было не более 30 тыс. голов. Но уже к середине следующего века стада ижемцев достигли числа в 150-200 тыс. оленей при уменьшении ненецких стад примерно наполовину. По некоторым данным в 1842 г. на Ижме имелось 225 оленеводческих хозяйств, около 20% из которых владели стадами в тысячу олене и более. Ижемцы, воспользовавшись окончательным "замирением" в ХVIII в. некогда воинственных ненецких племен, смело двинулись в тундру, арендуя у ненецких обществ огромные участки пастбищ. По неофициальным подсчетам С.В.Керцелли у ижемцев к концу ХIХ в. имелось ужу не менее 350 тыс. оленей, выпасавшимся не только в европейских тундрах летом, но и частично, в Зауралье зимой. Успех ижемского оленеводства обеспечивался не столько их "колонизаторскими" приемами во взаимоотношениях с ненцами - спаивание, неэквивалентный товарообмен, подкуп ненецких "вождей" и государственных чиновников, хотя все это было. Успех был предопределен прогрессивностью ижемской системы оленеводства. Коми создали систему крупнотабунного товарного оленеводства, активно включили эту отрасль в рынок в отличие от ненцев, держащих оленей для собственных нужд. В торговлю у ижемцев уходило до 70% всей оленеводческой продукции, это был самый высокий показатель по всем северным народам царской России. Этому же способствовало "отсечение" всех торговых посредников и самостоятельный выход коми оленеводов на всероссийский и даже зарубежный рынки. Ижемцы также наладили относительно "глубокую" переработку продукции, заготовляя не только мясо, но и перерабатывая оленьи шкуры на замшу. Высока по тем временам была ижемская культура содержания и выпаса оленей. Они быстро нашли оптимальный количественный и половозрастной состав стад, проводили "профессиональную" специализацию своих оленей. Пасли оленей пастухи, причем круглосуточно и с помощью оленегонных собак. Хозяйство и быт оленеводов, конечно же, отличались от других коми. Они вели полукочевой образ жизни, то есть на зимовку вставали рядом с родными селениями и бульшую часть времени проводили дома. Кроме этого дома в ижемских селениях постоянно жила часть семьи оленевода, чаще старики и дети. Некоторые ижемцы, особенно на р.Усе, кочевали вместе со стадом и жили в чуме постоянно. Быт оленевода состоит из непрестанной работы и редких праздников. На мужчинах лежала обязанность пасти оленя, добывать зверя и птицу, ловить рыбу, изготовлять Оленеводческий инвентарь и упряжь, заготовлять дрова. Женщина готовили пищу, заготавливали и перерабатывали продукты, обрабатывали шкуры, шили одежду и покрышки для чума, часто помогали в "мужских" делах. Дети тоже не оставались без дела. Девочки уже с 7-8 лет активно помогали матери в ее делах, некоторые в этом возрасте уже могли шить одежду. Мальчики в 7 лет могли запрягать оленей и управлять оленьей упряжкой, более старшие (10-12 лет) уже помогали пасти оленей и ходить на промысел. Главная работа для оленевода - это работа с оленями. Он их выпасает, охраняет, кастрирует, дрессирует, забивает, лечит и многое другое. Пастух и олень находятся в постоянном взаимодействии и человеку, проведшему с оленями не один десяток лет, известно об оленях, их привычках, повадках, болезнях очень и очень многое. Опытные оленеводы знали каждого оленя в своем полутора-двухтысячном стаде, а наиболее для них "приближенные" - ездовые олени почти всегда имели и клички. Олени (кцр) различаются по полу, возрасту и специализации. Новорожденный олень называется ижемцами пежгу теля или пыжик. Мягкая шкура и неплотная шерсть имеют обычно светлокоричневый тон до темнокоричневого, редко белый. Шкура пыжика идет, главным образом, на изготовление капюшонов малиц или зырянских шапок, а также на изготовление чулков-липтов. Примерно через три месяца, к августу, теленок меняет шерсть на более короткую и плотную и уже называется неблюем. Именно из шкур неблюев ижемцы предпочитают шить малицы и совики, поэтому их еще называют "маличными неблюями". К зиме олень подрастает и шерсть его становится грубой. Шкуры оленя от 6 мес. и до года называют постелью, а самого оленя - теля. Именно постели идут на изготовление замши и изготовление совиков и малиц более низкого сорта. Олени этой возрастной группы составляют основную долю осенне-зимнего забоя. Этот периодд также характерен постепенным половым созреванием (бывает, что уже в шестимесячном возрасте самцы могут покрывать самок) и далее оленеводческая терминология имеет только половозрастной характер. Подчеркивая важность воспроизводства стада, оленей выделяют по способности к деторождению самцов-производителей (хора) и самок, приносящих приплод (важенка, редко - энька). Важенка, отелившаяся в возрасте одного года называется нядко, а до 2 лет - сырича. Хора в возрасте от года до второй линьки (1 год и 3 мес.) ижемцами зовется нялуку. После линьки и до 2-х лет хора уже называют намнюку, а с 2 лет и до самой смерти он уже лончак или просто хора. Холощенных самцов обычно называют хаптом, а яловую самку - хапторкой. Их охотно используют в качестве ездовых. Среди холощенных быков выделяется менурей, который в упряжке не используется. Это самые ухоженные олени, для некоторых оленеводов украшение стада - "выставочный образец". Они сильные и увесистые, часто становятся вожаками, ведут за собой стадо, ломают крепкий наст и т.п. Кастрированного быка от момента операции и до весны, когда у него вырастут рога - ховут хора хап, после чего его и называют быком. Рачительные оленеводы всегда стремились к половозрастной селекции. Оптимальный состав стада по полу и возрасту по мнению многих исследователей и описателей всегда сводился к формуле: много важенок, мало хоров и достаточно много быков и хапторок, то есть на тысячу оленей необходимо иметь ок. 400-550 важенок, 10-20 хоров, 100-140 быков, остальные телята. Большое количество важенок приводит к быстрому размножению стада. Малое количество производителей способствует появлению крепкого и здорового потомства, так как для размножения оставляются самые лучшие. Кроме того считается, что большое количество производителей повышает количество яловых самок, так как увеличивается число драк между ними во время гона и они заняты в основном ими. Большое количество быков способствует эффективности кочевок и промыслов. Некоторые специально увеличивали число ездовых оленей, чтобы участвовать в извозе, торговле, промыслах с высокой товарностью. Итак, заботы пастуха. Самая главная операция весной - это отел оленей. Предусмотрительные ижемцы обычно подыскивали для него место заранее, где-то в зоне лесотундры. Оптимальными считались "островки" тайги (вцрдi), защищенные от ветров и имевшие много корма. Отел обычно начинается в зависимости от температурно-климатических условий в конце апреля - начале мая и продолжается 2-3 недели. Пастух обычно следит за тем, чтобы новорожденные не падали вниз головой и чтобы самка не отгоняла их от себя. Во время отела оленеводы также обучают ездовых оленей ходить в упряжке. По истечении срока массового отела начинают готовиться к летнему кочевью. Оленьи упряжки составляются в обоз (аргиш) из 5-7 нарт, где впереди ездовые нарты, за ними грузовые. Несколько аргишей направляются по оленьим дорогам (ворга) к так называемым проходам, ведущим в тундру на летние пастбища. Такие перекочевки составляли 25-30 км в день, летних пастбищ обычно достигали к середине июля, старались выбрать места, где меньше оводов, гнуса и комаров. Обычно после главного праздника оленеводов - Ильина дня (2 авг. н.ст.) уже готовились к обратному кочевью. Главное событие осеннего кочевья - это массовый забой оленей (козем), который происходил поздней осенью, но до замерзания рек. Для этого стада подгонялись к рекам, где были забойные загоны-корали. На реках стояли уже лодки заготовителей мяса и шкур. Сами оленеводы в забое участия не принимали, считая это делом не своим. А забивалось очень много, обычно от 10 до 25% всего стада. По окончанию забоя оленеводы двигали свои стада к зимним пастбищам, где-нибудь в тайге, но чтобы рядом имелись открытые пространства. |