ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

жилище коми-пермяков


 
 

Ю.П.Шабаев © 1999

Жилища коми-пермяков ("керку") неоднотипны. На севере, в Гайнском районе, они сходны по типу с традиционным жилищем коми, проживающих на Верхней и средней Вычегде. Это трехраздельный дом(изба-сени-клеть) на высоком подклете под одной крышей, где хозяйственная часть двухэтажная. В южных районах жилища иного типа: здесь очень низкий подклет, как и на севере отсутствует фундамент и жилая часть дома как правило меньших размеров. Вот что писал о коми-пермяцкой избе в XIX в. известный исследователь коми-пермяков Н.А.Рогов: "Пермятская изба складывается из 19-23 рядов. Вершина ее бывает равна 2,1/2-3 саженям. В плане изба всегда представляет квадрат, которого стороны непременно равны нечетному числу, семи,девяти, одиннадцати аршинам.

В избе угол между стенами - одной противоположной входу, и другой, противоположной боку печи, называется передним углом. В нем на высоте трех четвертей аршина от лавки всегда маленькая полочка, божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные." (Рогов 1858,С.103). Строительным материалом являлось дерево еловых пород. Рубили избы "в угол". Крыли их тесом. Крыши двухскатные, трех- и четырехскатные. До начала XX в. крыши чаще всего делали не самцах с князевым бревном скрепляющим оба ската. Затем наиболее распространенной стала стропильная конструкция кровли. Окон как правило всего четыре: три по фасаду и одно на боковой стене. В XIXв. одно окно было большим, а три маленькими, волоковыми. Рамы таких окон вынимались вовнутрь избы. Вместо стекол в них часто вставляли пузырь животного или промасленную бумагу и прикрывали дощечкой. Такое количество окон очень характерно и для многих современных изб. Изба как правило повернута к улице или фасадом, или стеной параллельной улице, что наиболее часто встречается в южных районах округа. До начала XX в. распространены были курные избы. Немногие жилища имели оформленные входы. Чаще крыльцо представляло собой открытый помост с лесенкой или просто две-три невысоких ступеньки перед дверью.

Встречались у коми-пермяков и избы-двойни, которые обычно были повернуты боковой стороной к улице и лишь изредка их фасады выходили на улицу. Но в отличие от аналогичных коми построек, избы-двойни коми-пермяков покрывали не односкатными , а двускатными крышами (Белицер 1958, С. 203).

В наиболее типичном трехраздельном доме иногда обе избы были жилыми(сейчас такое устройство дома встречается довольно часто), но обычно второй сруб использовали в качестве клети(чома). Сени распологались между избой и чомом, но в ряде случаев чом распологался рядом с избой, а сени пристраивались сзади них. Чом как правило находился метра на полтора выше пола в сенях и входа в избу. Под ним размещался либо сенник или дровяник, но чаще помещение для скота. Из сеней в чом вела высокая крутая лесенка, а перед входом в него сооружали небольшой помост без перил. Окон в чоме не было. Их заменяли небольшие прорезные отверстия на ширину бревна. Печи в чоме не ставили, ибо здесь в основном хранили всяческий хозяйственный инвентарь: дуги, хомуты, кадки и т. д. Нередко чом использовали и используют в качестве летней избы. Сегодня его нередко используют в качестве дополнительного жилого помещения и в этом случае оформляют также, как и избу.

В самой избе главное место занимала глинобитная печь (гор). Печь обычно стоит в метре или чуть более от задней стены, устьем она как правило обращена к окнам передней или боковой стены. Она как бы делит избу на две части, поскольку пространство возле нее как правило отделено дощатой перегородкой или занавеской. Возле печи делают и люк в подпол, ибо, поскольку подклет низкий, голбец как у коми-зырян не устраивают. Рядом с печью обязательно располагается полка или шкафчик для посуды. Красный угол расположен в противоположном от входа углу и в нем прежде, но нередко и теперь укрепляется полка с иконами.Здесь же стоит стол, а вдоль стен лавки, которые сегодня чаще заменяют стулья и табуретки. Там , где нет икон, в красном углу стоит телевизор или радиоприемник, но часто они просто соседствуют с иконами. В каждой избе прежде непременно были полати, где вся семья спала в течение зимы. Ныне полатисохранились лишь в очень немногих избах. Бревна в избах внутри стесаны до половины стены, а ниже остаются круглыми. В настоящее время стены в большинстве случаев окрашивают масляной краской, но оклейка их обоями еще не очень широко практикуется. Прежде рядом с жилой избой устраивали пролет - маленькую узкую глухую комнатку, которая была отделена и от избы, и от клети капитальными стенами. В ней хранили посуду и различные продукты: муку, крупы, масло и даже молоко. "Эта комната находилась в исключительном ведении женщин, мужчины никогда не ходят туда, а если хозяину нужно взять что-нибудь из пролета, он посылает туда "бабу" (Добротворский 1883, С. 243). Прежде в интерьере жилища в основном преобладала нехитрая самодельная мебель: столы, лавки, посудные полки. Теперь в избах в основном покупная мебель и типичными стали диваны, кровати, шкафы, серванты и т.д.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.