ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Первоначальное расселение древних коми-зырян (I этап этнодемографического развития)


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

Следует учитывать, что переселения из Прикамья, если они действительно имели место, являлись, безусловно, не единым актом, произошедшим в течение относительно короткого отрезка времени. Скорее, это был длительный процесс, занявший не одно столетие, состоявший, вероятно, из нескольких этапов или миграционных волн, причем миграции шли, видимо, не на дальние расстояния, не сразу с Камы на Вычегду, а стадиально, с постепенным освоением промежуточных территорий. Сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы, по мнению Л.Н. Жеребцова, колонизировали берега Вятки (вероятно, ее верхнего течения) с притоками Моломой, Чепцой, Леткой и Коброй), Сысолы и Лузы. Затем из перечисленных районов группы мигрантов (вероятно, уже гораздо менее многочисленные) стали постепенно продвигаться на Вычегду (с притоками Вымь, Вилядь, Вишера), а также на реки Юг и Малая Северная Двина, где имелось и ванвиздинское население (Макаров, Чеснокова 1992).

При взаимодействии переселенцев и местного населения в этих районах постепенно формировались локальные группы древних коми. Археологи называют пять таких групп: сысольская, средневычегодская, нижневычегодская, вымская и удорская (Археология Республики Коми 1997, С. 581). Наличие древнекоми населения на Вятке и ее притоках ставится ими под сомнение, поскольку археологических подтверждений этого пока не обнаружено. Этнограф Л.Н. Жеребцов полагал, что на Вашке древние коми появились несколько позже, чем в остальных перечисленных районах (Жеребцов Л.Н. 1982). Можно предположить, что особую локальную группу составляли, вероятно, и древние коми, жившие по берегам Лузы, Юга и, возможно, Летки и Моломы (не случайно грамота 1485 г. указывает Летку и Молому в числе владений лузских пермян) (Документы по истории коми 1958).

В конце XI - I половине XII вв., по предположению Л.Н.Жеребцова, поселения древних коми появились на нижней Сухоне, верхней Ваге (с притоками Устья и Сондуга) и на Северной Двине ниже устья Вычегды - значительно западнее современной территории расселения коми и там, где не найдено ванвиздинских памятников. Свою гипотезу Л.Н.Жеребцов основывал на данных топонимики и на относившихся к более позднему времени сообщениях о наличии в этих районах "пермянского" (зырянского) населения. Многие расположенные здесь древние населенные пункты, а также реки и озера имеют названия "пермского" типа, связанные с пермянами вычегодскими, с древнекоми языком: деревни Пермяцкая, Куимиха, Кушево, села Пермас, Пермогорье, Пырское, реки Перемка, Пермас, Пермовка, Вотча, Корва, Ворса, Пурта, Кузюг, озера Вад, Керкаты, Перм-озеро, Пермянские и т.д. Имеется и ряд письменных свидетельств, правда более поздних, о проживании коми в указанном регионе. Так, путешественник ХVIв. С. Герберштейн писал о населении Устюжской земли: "у жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски". В "Списке населенных мест Вологодской губернии", изданном в 1866 г., упоминаются "зыряне обруселые и вообще сохранившие обычаи и нравы своего племени" (называемые также "чудь, или обрусевшие финны"), которые обитают вместе с русскими в Никольском уезде по рекам Ильзюга, Кокошиха, Ширенга, Шердуга, Жидоватка, Березовая и Завазуга и в некоторых других уездах. Сведения об обитании коми-зырян на р. Устье в ХVI в. обнаружил краевед М.И. Романов (Жеребцов Л.Н. 1982, С. 26-32). Археологические исследования пока не подтвердили его мнение. Исследователь А.К. Матвеев полагает, что на р.Устье и в других расположенных западнее современной этнической границы коми районах, названных выше, проживали не пермяне, а какое-то иное финно-угорское население, которому и принадлежала местная этнотопонимия (Матвеев 1994, С. 62).

Таким образом, первые полтора столетия существования перми вычегодской (XI - середина XII вв.) составляют первый этап этнодемографического развития древних коми, который можно назвать этапом первоначального расселения. Не исключено, что - согласно гипотезе Л.Н. Жеребцова - в это время происходило некоторое расширение территории расселения пермян в западном направлении. Массового притока мигрантов с Руси в земли древних коми не было. Имели место лишь эпизодические посещения Европейского Северо-Востока новгородскими сборщиками дани (Насонов 1951; Савельева 1995).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.