естественные растительные ресурсы |
Жеребцов И.Л. © 1999 Огромные лесные массивы до настоящего времени представляют одно из основных природных богатств территории исконного проживания народов коми. В то же время, обладая большой потенциальной базой для качественного роста, использование естественных растительных ресурсов в традиционном хозяйстве народов коми практически не выходило из рамок внутрехозяйственного потребления. Правда, к началу ХХ в. наметилась тенденция превращения ряда домашних промыслов, связанных с обработкой дерева, в мелкотоварное ремесло с изготовлением большей части продукции по заказу или на продажу, но это явление еще не имело массового характера. То же самое относится к кустарному производству смолы и дегтя. Зарождение во второй половине ХIХ в. на территории Коми края капиталистической лесной промышленности, хищническая заготовка сырья для лесопильных заводов, находившихся за пределами края, путем найма сезонных рабочих лишь усугубляло кризис традиционного крестьянского хозяйства. Из прочих естественных растительных ресурсов у коми, как и у всех других народов лесотаежной зоны, издавна и повсеместно использовались "дары леса". Преимущественно это были различные грибы и ягоды, которые традиционно в той или иной мере входили в рацион питания. С развитием товарно-денежных отношений в некоторых местах Коми края бруснику и чернику стали запасать не только для себя, но и на продажу. Так, в с. Пожег и д. Габсинской на р. Вычегде в начале ХХ в. продавали до 10 пудов брусники на хозяйство, а в д. Черныш Ношульской волости (Прилузье) брусничный промысел имел главенствующее значение среди всех внеземледельческих хозяйственных занятий (Большаков 1906, С. 28). На верхней Печоре товарное значение имел и сбор кедровых орехов. Во второй половине ХIХ в. чердынские торговцы ежегодно вывозили их от 500 до 3.000 пудов (Отчет комиссии..., С. 95). В народной медицине коми широко применялись лекарственные травы. Из трав получали естественные красители. Так, например, изделия из овечьей шерсти окрашивали в красный цвет в отваре порошка из корня подмаренника северного. Для окраски в желтый цвет собирали мох-зеленец, высушивали его и толкли в порошок. Затем добавляли небольшое количество муки и березового листа, засыпали смесь в воду и, дав ей пробродить, опускали изделия для окраски. Бородатый лишайник, растущий на древесных стволах, использовался для получения оранжевого цвета, а ползучий мох-плаун - синего. Из отвара щавеля, собранного во время цветения, получали черную окраску (Белицер 1958, С. 114). Порошок из листьев и лиственных стебельков толокнянки применялся для дубления кожи. В середине Х1Х в. из Коми края по р. Северной Кельтме и Екатерининскому каналу в Пермскую губернию ежегодно отправлялось один-два каюка с толокнянкой, обратным рейсом они привозили соль (Савваитов 1843, С.279). Немаловажное значение у коми имело использование естественных растительных ресурсов в качестве пищевых и кормовых суррогатов. В весенний период употреблялись в пищу сосновый камбий (ли), борщевик (азьгум к-з., пикан к-п.), молодые побеги полевого хвоща (куз). В начале июля печорские коми сочные стебли борщевика собирали и запасали, заквашивая, впрок. Потом в течение года квашеный азьгум заменял у них капусту и другие овощи при ежедневном питании (Отчет комиссии..., С. 21-22). Из полевого хвоща делали начинку для пирогов (куз пирог). Дети весной ели мужские соцветия ели (коля оз), стебли дягиля, мышиный горошек, дикую морковь, внутренние части стеблей лопуха и др. В неурожайные годы повсеместно употреблялись хлебные суррогаты - в основном из древесной коры, преимущественно пихты (кач). Для приготовления муки с пихтовых деревьев (предпочтительно молодых) снимали кору, соскабливали с нее верхнюю сероватую кожицу, высушивали, а затем толкли ее в ступе или мололи на ручных жерновах. Из просеянной сквозь решето и разведенной сырой водой пихтовой муки делали пресное тесто и пекли из него лепешки. Иногда пихтовую муку добавляли в ячневое кислое тесто просто для экономии мучных запасов, а не из-за жесткой нужды (Бунаков 1858, С. 166). В Петербурге в коллекциях Музея антропологии и этнографии РАН хранятся образцы хлебных суррогатов, привезенные из Коми края: хлеб из болотного мха, хлеб из пихтовой коры, хлеб из муки с примесью толченых рябиновых листьев, хлеб с примесью соломенной муки; хлеб из муки, приготовленной из моченой сосновой коры; хлеб праздничный из муки, сделанной из рябиновых и чремуховых листьев наполовину со ржаной (колл. 476-2, 4, 6, 8, 9, 13, 14, 15). Добавляли также в хлеб рябиновую кору, листья малины и липы, семена дикой горчицы, борщевик. Язьвинские коми-пермяки использовали для этой цели клевер и толченую лебеду (Белицер 1958, С. 230-231). Неслучайно у коми появились безрадостные пословицы: Господалцн чай да сакар, а миян, крестьянаыдлцн, вомтц чцскцдны: коля оз, кокушка да ли "У господ - чай с сахаром, а у нас, крестьян, лакомства: северюха (соцветие ели), соцветие сосны да кадмий сосны" или Няньтцм воц кач вылц рад "В бесхлебный год и пихтовой коре рад". В качестве кормовых суррогатов при нехватке сена коми крестьяне широко использовали белый исландский мох (ягель), который парили в бочках и, добавив немного муки и соли, давали скоту. В Удорском крае в конце ХIХ в. заготовлялось и скармливалось скоту ежегодно не менее 20.000 пудов ягеля (Карелин 1895, С. 114). |