ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

крестьянская усадьба коми-пермяков


 
 

Ю.П.Шабаев © 1999

Комплекс хозяйственных построек коми-пермяков был довольно разнообразен, что неоднократно отмечалось исследователями. "Пермяк вообще любит строится, это - его страсть, - должно быть за неимением чего-нибудь лучшаго, на что бы он мог обратить свою любовь. Пермяк называет себя бедным, несчастным, если у него, по крайней мере, половина двора не загромождена разными клетушками, сарайчиками, соломянниками, сенниками и т.п. И нужно ему отдать справедливость, он достиг известной степени совершенства в архитектуре своих построек: они прочно сложены и довольно красивы на вид. Русские, живущие рядом с пермяками, иногда в одних и тех же физических условиях, держатся совершенно противоположных воззрений. У них не смотря на обилие леса под рукою, новые избы строятся весьма туго, только в крайних случаях, и не отличаются ни красотой, ни прочностью и во всем уступают пермяцким." (Добротворский 1883, С. 244).

Типы связи двора и жилой части у коми-пермяков были различны. Довольно распространенной как прежде, так и теперь была однорядная связь, при которой двор пристраивался сзади. Но более часто, особенно прежде, встречалась двурядная связь, когда жилище и хозяйственные постройки стояли параллельно друг другу и имели самостоятельные крыши. Двор покрывали как односкатной, так и двускатной крышей, он мог быть двухэтажным, но чаще встречались одноэтажные дворы. При этом наиболее широкое распространение, особенно в южных районах Коми-Пермяцкого округа, получил двор вятского типа покоем. Такой двор представлял собой замкнутый четырехугольник, в котором рядом с домом, выходившим фасадом на улицу размещались ворота и калитка с примыкавшим к ним амбаром, поставленным боковой стеной к улице (в настоящее время здесь ставят другие постройки или делают капитальную стену). Такой двор чаще всего бывал открытым и только в задней его половине имелся навес, соединявший под прямым углом дом и хозяйственные постройки стоявшие параллельно двору (Белицер 1958). Сейчас , правда, подобные дворы чаще всего покрывают односкатной крышей, соединенной с кровлей дома. Для каждого вида животных имелся отдельный сруб и в хозяйственном комплексе двора было не менее трех-четырех таких срубов, которые стояли впритык друг к другу. Поверх срубов перекрытых досками или чаще мелкими бревнами хранят сено. Если двор не перекрыт кровлей, то как и прежде ныне над срубами сооружают дощатые сарайчики для сена. Амбары у коми-пермяков ставили вблизи от дома, хотя иногда они могли стоять группами за деревней. Амбары на сваях встречались только на севере округа. Погреб по своему устройству был аналогичен коми-зырянскому. Сегодня амбары и погреба исчезли практически повсеместно, чего нельзя сказать о банях. Баня является обязательной надворной постройкой. Традиционные коми-пермяцкие бани несколько больше по размерам коми-зырянских, но по своему устройству не отличаются от них . Правда для сооружения каменки коми-пермяки использовали не речной камень, а выкапывали его в поле. Черных бань в округе осталось немного, но до 60-х годов они полностью преобладали. Белые бани в массовом порядке стали сооружать лишь с конца 60-х годов. Вместо каменки сейчас устанавливают сварную железную печь, сбоку которой приваривают емкость для нагрева воды, а в верхней ее части кладут камни. Некоторые хозяева ставят баню прямо в крытом дворе или пристраивают сбоку и вход в нее делают из сеней.

Новыми типами надворных построек являются летние кухни, которые чаще всего представляют собой простой досчатый сарай с небольшой кирпичной плитой. Правда, они более распространены в лесных поселках, но и в селах их можно встретить довольно часто. Рядом с домом обычно за двором ставят и дощатый туалет. Во многих огородах, как и прежде, стоят срубы, которые служат парником для рассады, но теперь к ним прибавились еще и теплицы, хотя они не очень широко распространены и набор огородных культур в основном остается прежним: картофель, репа, морковь, редька, капуста. Гаражи как самостоятельная постройка существуют, но довольно часто машины ставят за воротами крытого двора.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.