Территориально-племенные и этнографические группы коми в ХIV-ХVI вв. |
И.Л. Жеребцов © 1999 Несмотря на сокращение территории расселения древних коми на западе, она по-прежнему оставалась весьма обширной (тем более, что были заселены и новые земли на севере). Описание 1481 г. зафиксировало, что территория, населенная коми, входила в состав трех крупных административных единиц. Основная ее часть составляла землю Пермь Вычегодскую: сюда относились территории по Вашке, Мезени, Выми, Вычегде, Сысоле и верхней Каме. Земли по Лузе, притокам Вятки Моломе, Летке и Кобре, а также в низовьях Вычегды и по Виледи относились к Устюжской земле. Пермяне пинежские и немьюжские находились на территории Двинской земли. Различные группы пермян были значительно удалены друг от друга и потому не составляли единого племени. В ХIV в. на землях древних коми существовало восемь территориально-племенных объединений. В это время у коми начался распад родового строя, стали формироваться территориально-соседские общины, и территориально-племенные объединения являлись промежуточными звеньями между племенами отмиравшего родового строя и будущими соседскими общинами. Они представляли собой тип этнической общности, который характеризовался собственным именем и диалектом, общностью территории, хозяйственно-экономических связей и культурно-бытового уклада. Друг от друга эти общности отличались по культурно-бытовым особенностям, хозяйству и диалектным отличиям языка (Лашук 1972). На Пинеге и Немьюге жили пермяне пинежские, на Вашке - пермяне удорские, на Выми, Вишере и, возможно, верхней Вычегде близ устья Вишеры - пермяне вымские, на нижней Вычегде - пермяне нижневычегодские, на средней и нижней Сысоле - сысольские зыряне, на верхней Сысоле - сиряне ужговские. На Виледи располагалась Вилегодская Пермца, на Лузе - Лузская Пермца. В последующее время, в ХV-ХVI вв. на основе большинства этих территориально-племенных образований сложилась большая часть главных этнографических групп коми: нижневычегодская, вымская, прилузская, сысольская и удорская. Нижневычегодская (эжватас) и вымская (емватас) группы довольно близки между собой. Их этнографическая специфика складывалась в результате взаимодействия двух факторов: во-первых наличия устойчивого постоянного ядра и во-вторых, прилива смешанных (русско-пермские, вепсско-пермские и другие сочетания) и однонациональных (русских) пришельцев. Результатом этого явились особые диалекты, большое количество различных заимствований в материальной и духовной культуре (славянские пахотные орудия, северно-великорусская планировка и типы жилища, русские элементы в свадебной обрядности и т.п.), значительная европеоидность этих коми (здесь распространен восточно-балтийский антропологический тип). Вероятно, нижневычегодские коми включили в себя наибольший по сравнению с другими группами русский компонент, поскольку на нижнюю Вычегду приходила основная масса русских переселенцев. В диалекте нижневычегодцев присутствуют значительные вепсские и русские заимствования; вероятно, что под влиянием западно-финских и русского языков произошел переход нижневычегодцев с эл-ового говора в вэ-овый. В этот же период происходило формирование наибольшей локальной группы вишерских коми (висерса), видимо, близкородственных вымским коми (не случайно в грамоте 1490 г. отмечалось, что Вишера - "Вымской же земли место") (Жеребцов Л.Н. 1982; Чебоксаров 1946; Сорвачева 1978; Жилина 1998). У прилузцев (пермяки, затем лузсаяс) наряду с контактами с русскими переселенцами прослеживаются связи с удмуртами и марийцами. В лузско-летском диалекте обнаруживаются марийские заимствования. Определенная близость с марийцами выявляется в отдельных элементах материальной культуры - в женских головных уборах, в особенностях украшения одежды. Хозяйственно-культурная специфика прилузцев выражена в более развитом по сравнению с другими группами коми земледелии, наличии льноводства, свиноводства, некоторых видов промыслов, своеобразных жилых и хозяйственных построек, особых форм одежды, орнамента и др. Среди прилузских коми распространен вятско-камский сублапоноидный антропологический тип (Жеребцов Л.Н. 1982; Чебоксаров 1946; Жилина 1985). Среди первых коми этнографических групп исследователи обычно называют также сысольцев (сыктылсаяс), сложившихся на основе двух территориально-племенных объединений: сысольских зырян и ужговских сирян (Жеребцов 1982). Однако следует иметь в виду, что в XVI в. между этими объединениями, вероятно, еще оставались значительные различия, обусловленные, в частности, территориальной отдаленностью друг от друга (довольно значительное пространство между среднесысольскими и верхнесысольскими селениями оставалось незаселенным и стало постепенно осваиваться только в XVII в.) и разной административной принадлежностью (средняя и нижняя Сысола входила в Сысольскую землю, а верхняя Сысола вместе с Верхокамьем составляла Ужгинскую волость). Возможно, к XVI в. нужно относить только начальный период формирования этнографической группы сысольцев, а завершился этот процесс уже в XVII в. Не случайно до настоящего времени сохранились отдельные среднесысольский и верхнесысольский диалекты коми языка (верхнесысольский диалект имеет сходные черты с зюздинским и коми-пермяцким). Сысольская этнографическая группа в материальной культуре обнаруживает устойчивые связи с коми-пермяками (живущими на р.Каме в ее верхнем течении) и зюздинцами. По антропологическим признакам сысольцы относятся к вятско-камскому сублапаноидному типу, так же как коми-пермяки и зюздинцы (Жеребцов Л.Н. 1982; Жилина 1975; Колегова, Бараксанов 1980; Чебоксаров 1946). На р.Вашке в это же время формировалась этнографическая группа удорских коми (удораса). Она сложилась в результате слияния переселившихся сюда еще в XIII в. нижневычегодских пермян (и, возможно, выходцев из более западных районов расселения древних коми, в частности, с Пинеги) с представителями прибалтийско-финских народов (вепсов, карел и возможно, еще каких-то родственных им) и включения русского компонента. Поэтому удорцы отличаются рядом специфических черт. Только в этом районе Коми края распространен яркий европеоидный беломорский антропологический тип; в удорском диалекте наличествуют карело-вепсские заимствования. В конце XIV в. на Вашку (Удору) и Пинегу переселились новые группы нижневычегодских коми, не желавших принимать христианство: "А не похотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои," - сообщает Вычегодско-Вымская летопись. Сложение группы удорских коми заняло более продолжительное время в связи с освоением верхней Мезени и завершилось уже в XVII в. (Жеребцов Л.Н. 1972; он же 1982; Чебоксаров 1946; Сорвачева, Безносикова 1990). Помимо бассейна Вычегды, Мезени, Печоры и Лузы, коми во второй половине XVI в. жили, возможно, и в небольшой волости Немьюшке, располагавшейся на р. Немьюге, правом притоке р. Кулой (к северу от Мезени). О наличии коми компонента в составе населения этого района свидетельствует сообщение платежной книги Пустозерской волости 1575 г. В названном документе среди пустозерских "пермяков" (т.е. коми), перечисленных отдельно от русских пустозерцев, упомянут Харка Немнюжанин. Прозвище четко указывает на его происхождение: этот коми ("пермяк") переселился в Пустозерск с Немьюги. Следовательно, в волости Немьюшке во второй половине XVI в. жили коми. Сколько их там было, какую долю местного населения (кстати, немногочисленного - в 1623 г. в волости имелся один погост, шесть жилых и две пустых деревни) они составляли, неизвестно. На р. Кулой, вероятно, жили русские: переселенец с Кулоя Федор Ерш Кулоянин, живший в 1575 г. в Пустозерске, назван в числе русских жителей городка. Коми пришли на Немьюгу, скорее всего, с Пинеги. Они могли появиться здесь в ходе миграций с нижней Вычегды на Вашку и далее на Пинегу, имевших место в XIV в., или даже несколько раньше. Возможно также, что коми вынуждены были переселиться на Немьюгу с Пинеги позднее, в XV - первой половине XVI в., когда принявшая значительные размеры колонизация Мезенско-Пинежского района русскими крестьянами создала трудности для развития традиционного промыслового хозяйства коми на Пинеге (Жеребцов И.Л. 1989). |