ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Территориально-племенные и этнографические группы коми в ХIV-ХVI вв.


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

Несмотря на сокращение территории расселения древних коми на западе, она по-прежнему оставалась весьма обширной (тем более, что были заселены и новые земли на севере). Описание 1481 г. зафиксировало, что территория, населенная коми, входила в состав трех крупных административных единиц. Основная ее часть составляла землю Пермь Вычегодскую: сюда относились территории по Вашке, Мезени, Выми, Вычегде, Сысоле и верхней Каме. Земли по Лузе, притокам Вятки Моломе, Летке и Кобре, а также в низовьях Вычегды и по Виледи относились к Устюжской земле. Пермяне пинежские и немьюжские находились на территории Двинской земли. Различные группы пермян были значительно удалены друг от друга и потому не составляли единого племени. В ХIV в. на землях древних коми существовало восемь территориально-племенных объединений. В это время у коми начался распад родового строя, стали формироваться территориально-соседские общины, и территориально-племенные объединения являлись промежуточными звеньями между племенами отмиравшего родового строя и будущими соседскими общинами. Они представляли собой тип этнической общности, который характеризовался собственным именем и диалектом, общностью территории, хозяйственно-экономических связей и культурно-бытового уклада. Друг от друга эти общности отличались по культурно-бытовым особенностям, хозяйству и диалектным отличиям языка (Лашук 1972). На Пинеге и Немьюге жили пермяне пинежские, на Вашке - пермяне удорские, на Выми, Вишере и, возможно, верхней Вычегде близ устья Вишеры - пермяне вымские, на нижней Вычегде - пермяне нижневычегодские, на средней и нижней Сысоле - сысольские зыряне, на верхней Сысоле - сиряне ужговские. На Виледи располагалась Вилегодская Пермца, на Лузе - Лузская Пермца.

В последующее время, в ХV-ХVI вв. на основе большинства этих территориально-племенных образований сложилась большая часть главных этнографических групп коми: нижневычегодская, вымская, прилузская, сысольская и удорская. Нижневычегодская (эжватас) и вымская (емватас) группы довольно близки между собой. Их этнографическая специфика складывалась в результате взаимодействия двух факторов: во-первых наличия устойчивого постоянного ядра и во-вторых, прилива смешанных (русско-пермские, вепсско-пермские и другие сочетания) и однонациональных (русских) пришельцев. Результатом этого явились особые диалекты, большое количество различных заимствований в материальной и духовной культуре (славянские пахотные орудия, северно-великорусская планировка и типы жилища, русские элементы в свадебной обрядности и т.п.), значительная европеоидность этих коми (здесь распространен восточно-балтийский антропологический тип). Вероятно, нижневычегодские коми включили в себя наибольший по сравнению с другими группами русский компонент, поскольку на нижнюю Вычегду приходила основная масса русских переселенцев. В диалекте нижневычегодцев присутствуют значительные вепсские и русские заимствования; вероятно, что под влиянием западно-финских и русского языков произошел переход нижневычегодцев с эл-ового говора в вэ-овый. В этот же период происходило формирование наибольшей локальной группы вишерских коми (висерса), видимо, близкородственных вымским коми (не случайно в грамоте 1490 г. отмечалось, что Вишера - "Вымской же земли место") (Жеребцов Л.Н. 1982; Чебоксаров 1946; Сорвачева 1978; Жилина 1998).

У прилузцев (пермяки, затем лузсаяс) наряду с контактами с русскими переселенцами прослеживаются связи с удмуртами и марийцами. В лузско-летском диалекте обнаруживаются марийские заимствования. Определенная близость с марийцами выявляется в отдельных элементах материальной культуры - в женских головных уборах, в особенностях украшения одежды. Хозяйственно-культурная специфика прилузцев выражена в более развитом по сравнению с другими группами коми земледелии, наличии льноводства, свиноводства, некоторых видов промыслов, своеобразных жилых и хозяйственных построек, особых форм одежды, орнамента и др. Среди прилузских коми распространен вятско-камский сублапоноидный антропологический тип (Жеребцов Л.Н. 1982; Чебоксаров 1946; Жилина 1985).

Среди первых коми этнографических групп исследователи обычно называют также сысольцев (сыктылсаяс), сложившихся на основе двух территориально-племенных объединений: сысольских зырян и ужговских сирян (Жеребцов 1982). Однако следует иметь в виду, что в XVI в. между этими объединениями, вероятно, еще оставались значительные различия, обусловленные, в частности, территориальной отдаленностью друг от друга (довольно значительное пространство между среднесысольскими и верхнесысольскими селениями оставалось незаселенным и стало постепенно осваиваться только в XVII в.) и разной административной принадлежностью (средняя и нижняя Сысола входила в Сысольскую землю, а верхняя Сысола вместе с Верхокамьем составляла Ужгинскую волость). Возможно, к XVI в. нужно относить только начальный период формирования этнографической группы сысольцев, а завершился этот процесс уже в XVII в. Не случайно до настоящего времени сохранились отдельные среднесысольский и верхнесысольский диалекты коми языка (верхнесысольский диалект имеет сходные черты с зюздинским и коми-пермяцким). Сысольская этнографическая группа в материальной культуре обнаруживает устойчивые связи с коми-пермяками (живущими на р.Каме в ее верхнем течении) и зюздинцами. По антропологическим признакам сысольцы относятся к вятско-камскому сублапаноидному типу, так же как коми-пермяки и зюздинцы (Жеребцов Л.Н. 1982; Жилина 1975; Колегова, Бараксанов 1980; Чебоксаров 1946).

На р.Вашке в это же время формировалась этнографическая группа удорских коми (удораса). Она сложилась в результате слияния переселившихся сюда еще в XIII в. нижневычегодских пермян (и, возможно, выходцев из более западных районов расселения древних коми, в частности, с Пинеги) с представителями прибалтийско-финских народов (вепсов, карел и возможно, еще каких-то родственных им) и включения русского компонента. Поэтому удорцы отличаются рядом специфических черт. Только в этом районе Коми края распространен яркий европеоидный беломорский антропологический тип; в удорском диалекте наличествуют карело-вепсские заимствования. В конце XIV в. на Вашку (Удору) и Пинегу переселились новые группы нижневычегодских коми, не желавших принимать христианство: "А не похотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои," - сообщает Вычегодско-Вымская летопись. Сложение группы удорских коми заняло более продолжительное время в связи с освоением верхней Мезени и завершилось уже в XVII в. (Жеребцов Л.Н. 1972; он же 1982; Чебоксаров 1946; Сорвачева, Безносикова 1990).

Помимо бассейна Вычегды, Мезени, Печоры и Лузы, коми во второй половине XVI в. жили, возможно, и в небольшой волости Немьюшке, располагавшейся на р. Немьюге, правом притоке р. Кулой (к северу от Мезени). О наличии коми компонента в составе населения этого района свидетельствует сообщение платежной книги Пустозерской волости 1575 г. В названном документе среди пустозерских "пермяков" (т.е. коми), перечисленных отдельно от русских пустозерцев, упомянут Харка Немнюжанин. Прозвище четко указывает на его происхождение: этот коми ("пермяк") переселился в Пустозерск с Немьюги. Следовательно, в волости Немьюшке во второй половине XVI в. жили коми. Сколько их там было, какую долю местного населения (кстати, немногочисленного - в 1623 г. в волости имелся один погост, шесть жилых и две пустых деревни) они составляли, неизвестно. На р. Кулой, вероятно, жили русские: переселенец с Кулоя Федор Ерш Кулоянин, живший в 1575 г. в Пустозерске, назван в числе русских жителей городка. Коми пришли на Немьюгу, скорее всего, с Пинеги. Они могли появиться здесь в ходе миграций с нижней Вычегды на Вашку и далее на Пинегу, имевших место в XIV в., или даже несколько раньше. Возможно также, что коми вынуждены были переселиться на Немьюгу с Пинеги позднее, в XV - первой половине XVI в., когда принявшая значительные размеры колонизация Мезенско-Пинежского района русскими крестьянами создала трудности для развития традиционного промыслового хозяйства коми на Пинеге (Жеребцов И.Л. 1989).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.