технические с/x культуры |
Н.Д. Конаков © 1999 Из технических сельскохозяйственных культур у коми издавна возделывались конопля (пыш) и лен (шабдi). Уже к началу II тыс. н. э. у древних коми волокна конопли широко использовались для изготовления домотканных полотен. В ХIХ - начале ХХ в. конопля продолжала оставаться основным сырьем для получения волокна, идущего на нужды как домашнего ткачества, так и для изготовления ниток для плетения рыболовных сетей. Ввиду своей неприхотливости конопля успешно возделывалась и у северных коми, тем более, что рыбаки предпочитали для вязки сетей конопляные нитки льняным как из-за их большей прочности, так и потому. что, по народным поверьям, рыба предпочитала именно конопляные сети (Белицер 1958, С. 107). Выращивалась конопля исключительно для собственного потребления на приусадебных участках. Урожай собирали вручную, просто выдергивая стебли из земли. Затем у конопли с помощью многозубчатого железного гребня отделяли семенные головки, а затем обмолачивали их, используя для этой цели деревянный валек (нош), аналогичный вальку для стирки белья. Стебли конопли связывали в снопы и около месяца вымачивали в стоячей озерной воде. После мочки коноплю сушили на пряслах, а затем на печи и мяли в специальных мялках (няръян) для отделения кострики от волокна, после чего трепали, удаляя костру, и рачесывали полученную кудель (Белицер 1958, С. 108; Сахарова и др. 1976, С. 137). Лен у коми возделывался в значительно меньших размерах, чем конопля, и преимущественно в южных районах, хотя в незначительных количествах он высевался даже в суровых условиях Удоры (Волков 1879, С. 3). Выращивали лен также на приусадебных участках и использовался только для внутрехозяйственного потребления. У сысольских и вычегодских коми существовала и более производительная система льноводства с использованием традиционного опыта устройства подсек. Подсеки под льнище готовились особенно тщательно: лес старались рубить, как можно, ниже, оставляя пни не выше четверти аршина (менее 20 см); перед выжигом к срубленному и разложенному для просушки по всей площади подсеки лесу добавляли специально заготовленные для этого сухие дрова; чтобы лучше выжечь поверхность льнища, их "катали" - передвигали с места на место, пока не выгорал весь дерн. После уборки недогоревших поленьев землю слегка взрыхляли железными граблями и засевали льном (Котляревский 1892, С. 5). Иногда в небольшом количестве лен высевали и в поле. У язьвинских коми-пермяков перед посевом льна было принято подкидывать вверх вареные куриные яйца, затем их съедали (Белицер 1958, С. 326). В первый день Великого поста, в так называемый чистый понедельник, коми девушки рано утром катались с гор на коромыслах, приговаривая при этом: "Уродись, мой лен, тонок и долог, как мое коромысло" (Рукоп. отд. Спб. Публ. библ-ки им. Салтыкова-Щедрина.- Ф. ХVII.- Л. 111, 231) - данный сельскохозяйственный обряд, по всей видимости, был заимствован у русских. Из прочих сельскохозяйственных культур повсеместно у коми практиковалось выращивание на приусадебном участке хмеля (таг), необходимого для приготовления традиционного праздничного и ритуального напитка сур - домашнего пива. Хмелеводство считалось у коми чисто мужским занятием; хмельники специально огораживались столбами, за которые женщинам воспрещалось заходить, чтобы не принести вреда посевам хмеля (Налимов 1991, С. 7). |