ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

технические с/x культуры


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Из технических сельскохозяйственных культур у коми издавна возделывались конопля (пыш) и лен (шабдi). Уже к началу II тыс. н. э. у древних коми волокна конопли широко использовались для изготовления домотканных полотен. В ХIХ - начале ХХ в. конопля продолжала оставаться основным сырьем для получения волокна, идущего на нужды как домашнего ткачества, так и для изготовления ниток для плетения рыболовных сетей. Ввиду своей неприхотливости конопля успешно возделывалась и у северных коми, тем более, что рыбаки предпочитали для вязки сетей конопляные нитки льняным как из-за их большей прочности, так и потому. что, по народным поверьям, рыба предпочитала именно конопляные сети (Белицер 1958, С. 107). Выращивалась конопля исключительно для собственного потребления на приусадебных участках. Урожай собирали вручную, просто выдергивая стебли из земли. Затем у конопли с помощью многозубчатого железного гребня отделяли семенные головки, а затем обмолачивали их, используя для этой цели деревянный валек (нош), аналогичный вальку для стирки белья. Стебли конопли связывали в снопы и около месяца вымачивали в стоячей озерной воде. После мочки коноплю сушили на пряслах, а затем на печи и мяли в специальных мялках (няръян) для отделения кострики от волокна, после чего трепали, удаляя костру, и рачесывали полученную кудель (Белицер 1958, С. 108; Сахарова и др. 1976, С. 137).

Лен у коми возделывался в значительно меньших размерах, чем конопля, и преимущественно в южных районах, хотя в незначительных количествах он высевался даже в суровых условиях Удоры (Волков 1879, С. 3). Выращивали лен также на приусадебных участках и использовался только для внутрехозяйственного потребления. У сысольских и вычегодских коми существовала и более производительная система льноводства с использованием традиционного опыта устройства подсек. Подсеки под льнище готовились особенно тщательно: лес старались рубить, как можно, ниже, оставляя пни не выше четверти аршина (менее 20 см); перед выжигом к срубленному и разложенному для просушки по всей площади подсеки лесу добавляли специально заготовленные для этого сухие дрова; чтобы лучше выжечь поверхность льнища, их "катали" - передвигали с места на место, пока не выгорал весь дерн. После уборки недогоревших поленьев землю слегка взрыхляли железными граблями и засевали льном (Котляревский 1892, С. 5). Иногда в небольшом количестве лен высевали и в поле. У язьвинских коми-пермяков перед посевом льна было принято подкидывать вверх вареные куриные яйца, затем их съедали (Белицер 1958, С. 326). В первый день Великого поста, в так называемый чистый понедельник, коми девушки рано утром катались с гор на коромыслах, приговаривая при этом: "Уродись, мой лен, тонок и долог, как мое коромысло" (Рукоп. отд. Спб. Публ. библ-ки им. Салтыкова-Щедрина.- Ф. ХVII.- Л. 111, 231) - данный сельскохозяйственный обряд, по всей видимости, был заимствован у русских.

Из прочих сельскохозяйственных культур повсеместно у коми практиковалось выращивание на приусадебном участке хмеля (таг), необходимого для приготовления традиционного праздничного и ритуального напитка сур - домашнего пива. Хмелеводство считалось у коми чисто мужским занятием; хмельники специально огораживались столбами, за которые женщинам воспрещалось заходить, чтобы не принести вреда посевам хмеля (Налимов 1991, С. 7).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.