ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Родановская культура древних коми-пермяков


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

В IХ в., по В.А. Оборину, начался четвертый этап этногенеза народов Приуралья (IХ-ХV вв.), на котором происходила консолидация устойчивых этнических общностей в виде союзов племен, развивавшихся в народности раннефеодального типа. (Однако указанный процесс не завершился в течение данного этапа, т.к. переход от первобытнообщинного к классовому обществу еще не закончился). В названное время на верхней Каме и ее притоках от самых верховий реки до предгорий Урала, от оз. Чусового на севере до р. Чусовой на юге существовала родановская культура. Она сложилась на основе ломоватовской и принадлежала предкам коми-пермяков. Помимо ломоватовцев, сыгравших основную роль в возникновении родановской культуры, некоторое участие в формировании родановцев приняли небольшие группы обских угров и ненцев, приходившие в Прикамье из Северного Зауралья и предгорий Северного Урала. С верховьев р. Чепцы в верховья Камы и в верховья Иньвы и Обвы переселялись удмурты, ассимилированные затем коми-пермяками. Кроме того, в состав северных родановских племен вошли и выходцы из Вычегодского края - вначале ванвиздинцы, появлявшиеся в Северном Прикамье в VII-IХ вв., а затем, с рубежа I - II тысячелетий, - древние коми-зыряне (пермь вычегодская). Особенно значительным было участие переселенцев из бассейна Вычегды (и конкретно с р. Сысолы) в формировании зюздинских коми-пермяков на верхней Каме. Некоторое время Верхокамье и Верхняя Сысола составляли одну административно-территориальную единицу. Ряд исследователей говорит о близости верхнесысольских коми и верхнекамских коми-пермяков. Об этом свидетельствуют, в частности, данные языкознания (большое сходство между диалектами, на которых говорят верхнесысольцы и зюздинцы). Наконец, в состав коми-пермяков вошел и определенный славянский компонент. Проникновение русских на Урал началось в период феодальной раздробленности, усилившись в ХIII-ХIV вв. Часть русских переселенцев оседала в коми-пермяцких населенных пунктах, входила в состав их соседских общин. Об этом свидетельствуют находки на родановских поселениях русских вещей и русской гончарной посуды (История Урала 1989; Оборин 1969; он же 1990).

Особая точка зрения на происхождение коми-пермяков была высказана исследователем А.Ф. Теплоуховым. Он полагал, что Северное Прикамье было заселено коми-зырянскими мигрантами из Вычегодско-Сысольского и Лузско-Летского края, на основе смешения которых с угорскими и русскими переселенцами сформировались коми-пермяки. При этом А.Ф. Теплоухов указывал на сходство в языке и культуре прилузских и верхнесысольских коми с зюздинскими коми-пермяками (Теплоухов 1925; он же 1926). Исследования О.Н. Бадера, П.Н. Третьякова, В.А. Оборина и ряда других ученых показали ошибочность названной концепции; коми-пермяки сложились на иной базе (Бадер, Оборин 1958; Третьяков 1966 и др.). Однако сам факт переселения коми-зырян с Сысолы, Лузы и некоторых других районов на Каму, длительных регулярных разносторонних контактов населения этих регионов не вызывает сомнения.

Известно более 300 родановских памятников. По подсчетам В.А. Оборина, общая численность родановцев составляла не менее 4,5 тыс. человек. Местное население в русских источниках того периода называлось этнонимом "пермяк", а территория - "Пермью Великой". Как и в ломоватовской культуре, у родановцев выделялись 2 крупных района расселения - северный и южный, территории которых совпадают с распространением двух основных коми-пермяцких наречий. Кроме того, существовали еще две обособленные этнические группы - зюздинская на верхней Каме (одно из родановских племен) и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, пришедших на р. Язьву в ХII-ХIII вв.) (История Урала 1989; Оборин 1990).

В хозяйстве родановцев ведущую роль играло пашенное земледелие, которое с ХI-ХII вв. преобладало над подсекой, хотя последняя и сохраняла свое значение на севере. Высевались как яровые, так и озимые культуры (к последним принадлежала рожь). Начала складываться паровая система земледелия. Большое значение в хозяйстве древних коми-пермяков имело скотоводство, а также охота и рыболовство. Возросла роль пушной охоты. Постепенно увеличивалась продуктивность комплексного хозяйства местного населения, а вместе с этим углублялось общественное разделение труда. Выделились в особые отрасли ремесла, металлургия и металлообработка, развивались косторезное и ювелирное дело (в последнем появились зернь, скань и литье по восковой модели) (История Урала 1989; Оборин 1990).

В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков появились расположенные на удобных водных путях укрепленные административные и хозяйственные центры. Старые родовые городища постепенно пустели и забрасывались. Это, а также сочетание различных обрядов погребения в могильниках и наличие на поселениях вещей с разными типами родовых тамг (свидетельствующие о смешанности населения), говорит об ослаблении родовых связей, хотя в целом разложение родового строя, особенно в отдаленных и малонаселенных районах расселения коми-пермяков, шло медленно. Усиливавшаяся имущественная дифференциация семей прослеживается по материалам родановских могильников ХII-ХV вв. Имущественное неравенство перерастало в социальное. Власть знати становилась наследственной. В ХIV-ХV вв. у коми-пермяцких племен, которые были связаны между собой общностью экономической жизни, языка и культуры, начался процесс сложения более прочного этнического объединения - народности, в состав которой вошли 8 племен. В Верхокамье и на Язьве выделились особые этнические группы зюздинских и язьвинских коми-пермяков (История Урала 1989; Оборин 1990; Белицер 1958).

В это время завершился и процесс вхождения заселенных коми-пермяками земель в состав Русского государства. Он начался с эпизодических сборов дани новгородцами. В конце ХII в. суздальцы создают первые опорные пункты на северных подступах к Уралу, стремясь сдержать проникновение новгородцев. В свою очередь в конце ХII - начале ХIII вв. на Вятке появился ряд новгородских укрепленных городков (В период феодальной раздробленности феодализм развивался вширь за счет освоения новых территорий, что увеличивало экономические ресурсы отдельных княжеств и сферу их феодальной эксплуатации. Это и вызвало оживление в деле колонизации восточных регионов). В ХIV - начале ХV вв. на свободных землях Верхнего Прикамья появилось оседлое русское население. Началась стихийная русская колонизация края с северо-запада, из новгородских владений. В 1401-1409 гг. на верхней Каме был построен первый русский укрепленный городок Анфаловский. На р.Боровой в начале ХV в. волгожане начали добычу соли. В 1430 г. промыслы были перенесены на р.Усолку, где возникло русское поселение (будущий город Соль Камская), положившее начало посадской колонизации Приуралья. В 1451 г. в Пермь Великую был направлен наместник Московского князя, резиденцией которого стал город Чердынь. Этот факт означал, по мнению исследователей, мирное включение Перми Великой в состав Русского государства. Закреплением этого стало крещение местного населения в пятидесятых-шестидесятых годах ХV в. К концу ХV в. основная часть Приуральского региона (Пермь Великая и Вятский край) прочно вошла в состав Русского государства (История Урала 1989; Оборин 1990).

Русские крестьяне сближались с местными жителями в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Земледельческое коми-пермяцкое население было обложено такими же налогами и повинностями, как и русские крестьяне, и это сближало их в правовом отношении. В ХVI в. завершилось формирование этнической территории коми-пермяков. Основное ядро складывавшейся коми-пермяцкой народности размещалось по течению Иньвы и Косы с их притоками, где коми-пермяки ассимилировали небольшие группы коми-зырян и удмуртов. Территория Северного Прикамья входила в состав Чердынского, Соликамского и Кайгородского уездов (последний с конца ХVI в. включал верховья Камы, до 1586 г. находившиеся в составе Вычегодского уезда). Русские проживали, главным образом, в Чердынском стане одноименного уезда, в небольшом Соликамском уезде, в Орлинской части вотчины Строгановых и в Вятской земле (История Урала 1989; Оборин 1981; он же 1990). Довольно значительными были в ХVI в. переселения в Прикамье коми-зырян, которые частью селились вместе с русскими и коми-пермяками, а частью основывали свои селения. В 1579 г. в Соликамском уезде существовали деревни Зыряново и Зырянка, река Зырянка. Тогда же среди жителей погоста Обва документами названы Зыряновы, в д.Воцкой Чердынского уезда - Зырян (Зыран), в погосте Искор - Ермак Зырян, в Япидоре - Никита Зырян, в Кулчуге - Алексей Зырян и т.д. (Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.