ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

минерально-сырьевые ресурсы


 
 

Жеребцов И.Л. © 1999

Из минерально-сырьевых ресурсов, которыми особенно богата территория Коми края, народами коми наиболее широко и издавна использовалась глина. Керамическая посуда традиционно занимала видное место в бытовой утвари, в то же время даже в начале ХХ в. гончарное производство у коми сохраняло характер домашнего ремесла с примитивной техникой жгутового налепа и обжигом в обычной русской печи. Большая часть глиняной посуды изготавливалась для собственного потребления; мастеров, использующих гончарный круг и обжиг в специальных печах-горнах, работающих по заказам и для рынка, в начале века на весь обширный Усть-Сысольский уезд было не более двух десятков (Мартюшев 1904, С. 6-8). Широко использовалась глина и в печном деле, но и здесь почти каждый коми крестьянин изготавливал кирпичи сам для себя, без обжига. Первые два маленькие кустарные кирпичные заводы появились в Усть-Сысольском уезде лишь в конце ХIХ в., столько же их было тогда и во всем Печорском крае. Производительность каждого такого завода не превышала 30.000 штук кирпича в год (Голицын 1888, С. 88). Наряду с кирпичными широкое распространение у коми имели и глинобитные печи. Кроме того, из обожженой глины в массовом количестве, каждый сам для себя, изготавливались грузила для рыболовецких сетей различной формы: цилиндрические, яйцевидные, дисковидные и т.д.

Сверхдавние, уходящие в "каменную индустрию" мезолита и неолита традиции имеет обработка камня. Появление и массовое распространение изделий из металла, наличие доступного и легкообрабатываемого древесного сырья привели у народов лесо-таежной зоны к постепенному снижению роли камня. В виде исключения у народов коми продолжали сохраняться в основном "архаизмы" - культурные явления пережиточного характера. К таким архаизмам относилось использование для помола муки каменных жерновов. Особенно распространены они были в неземледельческих районах ввиду слабого развития там мукомольной промышленности, поскольку преобладающая часть хлеба поступала извне, уже в виде муки. Так, например, во второй половине ХIХ в. у печорских коми каменные ручные жернова имелись практически в каждом доме (Отчет комиссии..., С. 42). На реках Мезени и Вашке вплоть до недавнего времени рыбаки применяли грузила из камня, просверленные с помошью лучкового сверла. Подростков специально посылали собирать подходящие для сверления камни-голыши. Такие же по типу грузила, по археологическим данным, издавна применялись на данной территории. Не менее древним типом грузил являлись у коми рыбаков завернутые в бересту камешки-гальки.

К регенерированным, т.е. уже изжитым, но восстановленным в новых условиях архаическим формам культуры (Чистов 1975, С. 37), относилась добыча и обработка кремня. Вплоть до начала ХХ в. многие коми охотники продолжали охотиться с кремневыми ружьями, появление и распространение которых в конце ХVII - начале ХVIII в. и вызвало возврат к использованию уж исключенного к тому времени из применения сырья. Наиболее крупные месторождения качественного кремня находились на р. Ылыче (приток Печоры) и р Ваполке (приток верхней Вычегды). Первое из них было широко известно среди промыслового населения верхней Печоры, а вапольский кремень употреблялся охотниками почти по всей Вычегде.

На территории Коми края непрерывающиеся традиции имела добыча брусяного камня для изготовления точил и оселков. Брусяной камень разрабатывался открытым способом в верхнем течении р. Выми и в бассейне верхней Вычегды (на р. Нем). Точильные бруски, изготовленные из этого камня, употреблялись местными жителями и частично поступали в другие районы. Богатейшие месторождения качественного брусяного камня на р. Печоре (Сопляское и Усть-Войское) считались с ХVII в. собственностью крестьян Усть-Немской, Печорской, Савиноборской и Щугорской волостей Усть-Сысольского уезда. Но уже с начала ХIХ в. крестьяне стали сдавать их в аренду. Арендаторы вносили договоренную сумму прямо в казначейство в счет государственных податей крестьян данных волостей, а те обязывались выработать определенное количество брусяных изделий, которые должны были сдавать исключительно арендатору по твердым расценкам. Одновременно крестьяне лишались права добывать брус для себя, исключая право на строго лимитированное количество бракованной продукции. При таких условиях аренды печорские месторождения брусяного камня были включены в традиционное природопользование лишь номинально. В 1903 г. владельцы брусяных гор сделали попытку организовать добычу брусяного камня на собственные средства и своими силами, но начинание это не имело успеха (Попов 1904, С 39).

На р. Ухте и р. Малица-ель (приток верхней Вычегды) местное население с давних пор организовало добычу и обработку доманика (пропитанного нефтью глинистого сланца). Плиты доманика с помощью ломов поднимали со дна во время самого большого мелководья, которое бывало обычно раз в 2-3 года. Тевного цвета, мягкий в воде доманик на воздухе отвердевал. Для обделки плиты опять помещали в воду до размягчения, потом деревянными клиньями кололи на пластины, которые обстругивали обыкновенными столярными рубанками. Затем доманиковые пластины шлифовали точильным бруском и полировали пропитанной воском суконкой. После обработки эти пластины шли на изготовление покрытия полов в церквях, крышек столов, подоконников и различных мелких поделок. На р. Ижме столы с доманиковыми крышками встречались в селениях почти в каждой избе (Отчет комиссии..., С. 131).

Другие минерально-сырьевые ресурсы в рамках традиционного природопользования народов коми использовались незначительно. Можно отметить добычу кустарным способом и в небольшом количестве верхнепечорскими охотниками свинца из шантымакого месторождения на р. Ылыч. Подобранные в береговой осыпи блестящие куски свинцовой руды промысловики нагревали в костре и отлтвали из вытопленного свинца стержни для изготовления пуль (Перов 1915, С. 77). На р. Помозе (приток Вычегды) местные жители добывали из горы на правом берегу реки алебастр, который использовался для штукатурки церкви и некоторых домов. В сысольских селах Ужга, Палауз и некоторых других для побелки внутренних стен домов использовалась белая глина, добываемая в прибрежных обнажениях. Качество побелки не уступало побелке меловым раствором (Худяев 1926, С. 46).

На нижней Вычегде местные крестьяне добывали кустарным способом в окрестностях с. Гам охристые краски, образовавшиеся при окислении железной руды. Ижемские оленеводы добывали охру в верховьях р. Ылыч из залежей на северном склоне горы Кожим-из. Они красили ею нарты и предметы домашнего обихода (Варсанофьева 1925, С. 81).На реках Ухте и Выми крестьяне собирали в лукошки из еловой коры всплывшую на поверхность воды нефть, так называемое горное масло. На Ухте за лето добывали до 12 пудов "горного масла". Использовали нефть преимущественно для внутрехозяйственных нужд: смазывания колес у телег, освещения (Голицын 1888, С. 9).

Богатое соляное месторождение на Выми было исключено из системы традиционного природопользования народа коми еще в конце ХVI в. в связи с продажей его А.В. Строганову - представителю боковой линии династии известных в России промышленников. Нет никакого сомнения, что сереговские соляные ключи на Выми были хорошо известны местному населению задолго до того, как Строганов соорудил здесь солеварню. Впоследствии вода из сереговских соляных источников применялась вымскими жителями лишь для лечения: при застарелом ревматизме ванны из рассола считались наиболее действенным средством (Коканин 1927, С. 39). Построенные же здесь соляные варницы принадлежали впоследствии различным частным владельцам и служили лишь средством эксплуатации окрестного населения. Аналогичная картина с разработкой соляных месторождений наблюдалась и в Верхнем Прикамье.

Точно так же обстояло дело с использованием местных железных руд бассейна р. Сысолы. Кустарная добыча железа коми населением прекратилась с установлением прочных торговых связей с центральными районами Русского государства, откуда стали поступать железные орудия в обмен на пушнину. Во второй половине 50-х гг. ХVIII в. на Сысоле было основано три горно-металлических завода. Они возникли как посессионные предприятия на основе русского купеческого капитала и в значительной мере основывались на подневольном труде. Создание этих заводов изъяло из пользования окрестного населения более 123 тыс. десятин земли (в основном леса, а также пашни и сенокосы), отведенных правительством частным владельцам заводов (Сурина 1973, С. 24).

В условиях частной капиталистической собственности на средства производства интенсификация использования минерально-сырьевых ресурсов в рамках традиционного природопользования была попросту невозможна. Кустарная или полукустарная разработка полезных ископаемых была малоэффективна, а начало промышленной добычи и обработки на основе личного капитала владельца предприятия изымало данные ресурсы из сферы народного пользования.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.