охотничьи артели |
Н.Д. Конаков © 1999 Сезонные объединения охотников на время промысла - артели были широко распространены практически у всех интенсивно занимающихся охотой народов Сибири и Севера Европейской России. У народа коми особенно большое распространение охотничьи артели имели у промыслового населения Печоры, где они охватывали около половины всех охотников. У коми-пермяков охотничьи артели в Х1Х - начале ХХ в. встречались значительно реже и промышляли они ближе от дома, хотя отдельные группы охотников из Чердынского уезда уходили на промысел даже за Урал. Наиболее распространены у коми охотников были артели по добыче пушнины. Численность членов такой артели колебалась от двух до десяти человек, наиболее принятой и удобной считалась артель из четырех-шести промысловиков. Охотничий опыт промысловиков, состоящих в одной артели, обычно был примерно равен, хотя иногда в артель принимали и подростков лет 14-15, но не более одного на артель. В этом случае на него в первый сезон не распространялся принцип общего права на равную долю в добыче, а полагалось лишь от четверти до половины пая (Мартынов 1904, С. 162, 165). Охотничьи артели у коми характеризовала узкоцелевая направленность, вся добыча была преднозначена для рыночного сбыта, поэтому каждый из артельщиков брал с собой запас продовольствия на все время промысла. Основным средством передвижения во время артельного промысла у охотников были камусные (подбитые мехом с ног оленей или лосей) лыжи (лызь) и ручные нарты, которые тащили с помощью ременной упряжи. Из хозяйственных принадлежностей для всей артели брали котелок, чайник, деревянную лопату для разгребания снега, крючья для подвески посуды над костром, а также одну-две пары запасных лыж на случай поломки. Если выбранный район промысла посещался артелями из года в год, то для ночлега обычно имелись охотничьи избушки (вор керка), выстроенные в предшествующие годы. При отсутствии избушек для ночлега и временного лагеря сооружался шалаш (чом). Такой шалаш, крытый берестяными полотнищами, (киска чом) был единственным пристанищем у ходоков за Урал. Основным орудием промысла при коллективной добыче пушнины было огнестрельное оружие. Белок отыскивали с помощью собак. Если белка пряталась в кроне дерева, один из охотников вспугивал ее, ударяя о ствол увесистой жердью с толстым комлем, а его напарник стрелял. Куниц обычно добывали на лыжах в угон, пока куница не устанет и не забьется в какую-нибудь нору. Тогда на колышках, воткнутых вокруг норы на расстоянии в 3-4 м., развешивали сеть (казь и старались выгнать зверька из убежища. Для добычи крупного зверя на артель, помимо винтовок-"малопулек", брали одно-два ружья большого калибра. При остановке для длительного промысла в одном месте на длительное время использовали также деревянные ловушки и петли, которые расставляли вокруг лагеря. Пушная весенняя охота обычно заканчивалась к церковному празднику Благовещения (25 марта ст. ст.), к этому времени приурочивалось возвращение артелей. Добытую артелью пушнину делили сразу поштучно, а шкурки соболя, куницы, рыси, медведя оставались у "хозяина", который продавал их и распределял потом уже деньги: "Делят добычу по равным частям, или, продав вообще весь товар, делят деньги, с величайшей честностью и без малейшей утайки" (Брусилов 1833, С. 56). В год богатый белкой (ура во) на долю каждого охотника выходило по 500 и более штук белок, средняя добыча соболя на артель была не более 6-10 штук, хотя при удачном промысле иногда доходила и до трех десятков. В случае пропажи во время промысла какой-либо снасти стоимость ее также раскладывалась поровну на всю артель (Мартынов 1904, С. 165). Весной после появления наста широко практиковалась артельная охота на диких оленей и лосей методом гона. Артель составлялась из пяти-шести человек, с собой брали несколько собак. Гон продолжался иногда по нескольку суток. Сменяя друг друга, охотники бежали на лыжах за животными нередко по 18-20 часов без еды и отдыха. Загнанных зверей добивали из ружей или закалывали копьем. Мясо и деньги, полученные после реализации шкур, делились поровну между всеми участниками промысла. Основные признаки охотничьей артели - договорное начало и равное право на долю в добыче каждого участника - были присущи и кратковременным объединениям охотников для коллективной охоты на медведя. Охотник, нашедший медвежью берлогу (ош гу), оповещал об этом трех-четырех товарищей, и в случае их согласия составлялась кратковременная артель. У коми-ижемцев существенное значение для внутрихозяйственного использования имела добыча линной птицы, особенно распространен был гусиный промысел у жителей Усы и ее притоков. В июле, в разгар линьки гусей, в тундру отправлялись небольшие артели в три-четыре человека на одной-двух лодках в сопровождении собак. Первые из артелей, выбравшихся в тундру, имели особенно большую добычу. После возвращения домой производился раздел добычи по общему для всех охотничьих артелей принципу равного распределения. К явно заимствованным способам коллективного промысла у коми-ижемцев относилась охота на песцов путем загона с помощью оленьих упряжек на лед озера. В организации загонов участвовали только владельцы оленьих упряжек. Отдельные хозяйства, выставившие много упряжек, получали по паям по 20-40 песцов (Булыжников 1926, С. 7; Иевлев 1930, С. 65-66). У ненцев этот способ облавной охоты носил название талрава (Хомич 1966, С. 65). |