ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

обработка продуктов охотничьего промысла


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Добытая пушнина, предназначенная для рыночного сбыта, подвергалась у коми охотников лишь первичной обработке. Шкурки мелких пушных зверей с помощью острого ножа снимались "чулком", вывороченные наизнанку очищались ножом от жира и натягивались для сушки на правилки. Для более крупных шкурок (зайца, лисы и др.) применяли правилки из двух раздвигающихся планок (вожка), для горностая - в виде плоской дощечки (зэв); шкурки белки сушили в вывернутом виде без правилок. После просушки шкурки складывали для просушки в промысловые кладовые. Шкуры крупных животных (медведя, лося, оленя, росомахи) снимались "пластом" и поступали также в продажу без выделки. Изготовление беличьих и других мехов в обработанном виде на продажу у коми не практиковалось. Для домашних нужд меха обрабатывались в небольшом количестве. Шкуры крупных животных обрабатывали только сыромятным сособом, дубление встречалось редко. Технология выделки была проста: шкуру вымачивали в реке, затем ножом соскабливали мездру и окисляли внутреннюю сторону, намазывая ее забродившим тестом из ржаной муки. Выквашенные шкуры высушивали и начинали мять, смочив немного молоком или водой. Медвежьи шкуры окисляли для выделки с помощью медвежьего сала, а беличьи шкурки - кислым молоком. Шкуры лосей, добытых летом, обрабатывали в виде замши (Мартюшев 1904, С. 10-11).

Боровая дичь (в первую очередь рябчики), добытая с наступлением холодов, поступала в продажу в замороженном виде без какой-либо обработки. В оттепели, чтобы предохранить птицу от порчи, у нее удаляли внутренности и помещали внутрь лапки можжевельника.

Появившийся в конце Х1Х - начале ХХ в. массовый спрос на птичьи шкурки на зарубежных рынках стимулировал поставки с территории Коми края и этой прдукции охоты, в первую очередь, шкурок белой куропатки, которая в большом количестве добывалась ижемскими коми. Технология заготовки птичьих шкурок на продажу была несложной. Куропаток после доставки домой размораживали и отрезали им ножом крылья; затем делали надрез на брюшке и выворачивали шкурку чулком до клюва, который подрезался и оставался при шкурке. Умелые съемщики за день снимали вдвоем до 600 шкурок. Снятые вывороченные шкурки подвешивали на бечевке для просушки дня на три-четыре. У высохших шкурок отрывали ножки, остававшиеся до того при них, , связывали шкурки десяткам и за шейки подвешивали в сухом месте до продажи скупщикам. В собственном хозяйстве птичьи шкурки использовались крайне редко, правда, иногда из шкурок гагары ижемские коми делали подошвы для меховой обуви (Соловьев 1927, С. 32-33).

Дичь для собственногопотребления заготавливали впрок обычно следующим образом: ощипанную и выпотрошенную птицу клали в горшок с водой и ставили ненадолго в печь к огню так, чтобы она не успела свариться, потом ее вынимали из горшка и помещали на ночь в печь на "вольный жар".Приготовленная таким оьразом дичь не теряла вкуса. Чтобы она не портилась, держали высушенную дичь всегда в сухом месте, обычно подвешивая на нитках около печи или на подволоке (Михайлов 1851, С. 93). Так же сушили клестов, которых сотнями ловили дети, и заготовляли впрок зайчатину. Если боровая дичь была добыта уже после наступления холодов, То часть ее, выпорошив, подвешивали под навесом крыши и хранили на морозе. Белых куропаток чаще засаливали в бочках, так же поступали и с линными гусями. В основном засаливалось и мясо диких оленей и лосей. Их языки коптили и употребляли потом в пищу как деликатес, ижемские коми иногда коптили и мясо медведя.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.