детские игры |
Д.Н. Несанелис © 1999 В ХIХ - первой половине ХХ века одним из самых популярных развлечений коми мальчиков была игра в шег "лодыжки". Впрочем, эта игра не забыта и сегодня. Лодыжка - это соединительная косточка коленного сустава у барана или овцы. Иногда ребята окрашивали такие косточки в синий или красный цвет. Интересно, что лодыжки могли служить своеобразной <валютой>. Об этом красноречиво свидетельствует описание, принадлежащее перу известного этнографа Г.А. Старцева: "Осенью, после первого снега крестьяне вывозят на поле навоз. Нанимая для вывоза 10-летнего мальчика, который уже умел управляться с лошадью и выкидывать с дровней навоз, платили ему 1/4 копейки и он оставался доволен этой платой. Но рассчёт производился чаще всего лодыжками (шег). За 1/4 копейки давали две лодыжки, которые парнишка в праздничные дни мог продать торговцу или своим товарищам по игре ... Мальчик моложе 10 лет за дневную работу получал одну лодыжку, и он сбывал её за половину пряника, считавшегося коми детьми самым изысканным угощением" (Старцев 1928, С. 111). Играли в лодыжки на полу, но чаще всего на печи. Это последнее обстоятельство представляется заслуживающим внимания. Печь считалась наиболее предпочтительным местом и для некоторых других игр, а также и для рассказывания сказок. Она могла рассматриваться вообще как место преимущественно детское. Сама игра проходила так: один из ребят брал косточки в ладонь (или в ладони) , а затем подбрасывал их вверх. Рассыпавшиеся косточки падали в одну из четырех позиций: мыш "спина", гатш "живот", сувтса "стоячая", куйлö "лежачая". По считалке ребята определяли очередность, в которой они будут щелкать по косточкам. Затем начиналась собственно игра. Большим или указательным пальцем игроки ударяли косточку, лежащую в том же положении. Если удар был метким, то игрок забирал выбитую косточку, лежащую в том же положении и получал право на очередной удар. Игра заканчивалась после того, как все косточки были выбиты. Если оставалось меньше пяти лодыжек и они находились в разных позициях, то их подбрасывали до тех пор, пока две или три косточки не оказывались в одинаковом положении. Игра в лодыжки проходила азартно и весело. Не удивительно поэтому, что она была распространена по всей Вычегде, Выми, на Вашке и Мезени. Экспедиционные исследования последних лет на Сысоле и Печоре позволяют с уверенностью говорить о том, что и в селениях, расположенных вдоль этих рек, игра в лодыжки была любима и популярна. Осенью и зимой подростки (мальчики и девочки примерно 12 - 14 лет) любили собираться на посиделки, которые в южных и юго-восточных районах Коми края именовались койташ (< койт "токование, токовище"). Девочки готовили для койташа шаньги из ржаной муки, картофеля и сметаны, а также выйдöм (своеобразная халва из конопляных семечек).После ужина начинались игры. Почти повсеместно предпочтение отдавалось "жмуркам" и "водящему в шубе". Эта последняя игра проходила в различных уголках Коми края примерно одинаково: по считалке или по жребию выбирали водящего, он садился на корточки в центре избы, а два игрока плотно закрывали его шубой. Ребята становились вокруг водящего. Иногда живой круг превращался в хоровод. Один из игроков ударял водящего по голове, а тот старался угадать, кто это сделал. В случае правильного ответа водящий и ударивший менялись местами. Значительным разнообразием отличался зимний игровой репертуар. В Троицко-Печорске, Покче, Скаляпе и некоторых других печорских селах и деревнях мальчики в возрасте от шести до пятнадцати лет соревновались в бросании еловых палок. Метательный снаряд готовили следующим образом: срубали молодую елочку, отсекали ветви, со ствола снимали кору. Очищенный ствол окунали в прорубь или обливали колодезной водой, в результате он покрывался тонкой корочкой льда. Это позволяло существенно увеличить дальность полета. Выйдя на дорогу, ребята отмечали черту, с которой по сигналу одновременно бросали палки. Состязание шло на дальность броска. В вычегодских селениях соревновались и в точности метания таких палок. Игру с ними известный фольклорист Ю.Г. Рочев удачно назвал "зимними битами" (Рочев 1988, С. 21). Для проведения игры вычерчивали две небольшие площадки, расстояние между которыми не превышало десяти метров. На обеих площадках устанавливали от пяти до десяти городков. Игроки двух команд выстраивались на линии, разделяющей пространство между площадками пополам. Жребием определяли право первого броска. Держа биты за тонкие концы, ребята по очереди бросали их в деревянные фигуры. Побеждала команда, которой удавалось раньше разбить все городки. Одним из любимых развлечений коми детей была игра в "котел". Согласно описанию Ю.Г. Рочева она проходила так: на площадке с хорошо утрамбованным снегом выкапывали "котел" (яму диаметром 25-30 см и глубиной 15-20 см). Примерно в двух метрах от "котла" выкапывали несколько небольших лунок, число которых было на две меньше по сравнению с количеством игроков. Каждый из игроков держал в руках палку или клюшку. По жребию определяли сторожа "котла". Другие ребята занимали лунки. Сторож бросал за пределы площадки деревянный или кожаный мяч, а затем втыкал в "котел" палку. Водящий, ударяя по брошенному сторожем мячу, гнал его к "котлу", стремясь либо загнать мяч в "котел", либо занять лунку одного из игроков. Сторож старался отбить мяч как можно дальше. Если соперничество водящего и сторожа создавало благоприятную ситуацию, то остальные игроки старались завладеть "котлом". Если это кому-то удавалось, то остальные игроки бежали к свободным лункам. Тот, кто оставался без лунки, становился водящим (Рочев 1988, С. 19). Эта игра, по словам многочисленных информантов из разных районов Коми края, проходила очень весело и азартно. В ходе игры ребята, боровшиеся за лунки, применяли силовые приемы, сближающие "котел" с современным хоккеем. Очень интересный и своеобразный вариант детской зимней игры "сиги" был зафиксирован в середине прошлого века у коми-пермяков. В землю вколачивали кол с веревкой в 2-3 аршина на верхнем конце. Вокруг кола клали 10-15 старых худых лаптей. Один из игроков был "купцом", остальные - "покупателями". "Купец", ухватившись за свободный конец веревки, бегал вокруг кола, его делом было охранять лапти. Остальные бегали около описываемого купцом круга с целью добежать до кола и выбросить из круга лапоть. Купец старался дотронуться рукой или ногой до одного из покупателей до того, как все лапти не оказывались выброшенными из круга. Задетый игрок менялся с водящим местами. Если же все лапти были похищены, то "купцу" приходилось пробегать между двумя рядами игроков, которые били его в спину, или же скакать на одной ножке по кругу, радиус которого равнялся длинне веревки (Рогов 1860, С. 67-68). Несомненно, что зимние подвижные игры способствовали закаливанию детей, их физическому развитию. Многие пожилые люди прямо связывают сохраненные ими здоровье и бодрость духа с физическим и эмоциональным зарядом, полученным в свое время в ходе игр, забав и развлечений на свежем зимнем воздухе. В традиционном весенне-летнем досуге детей подвижные игры и развлечения также занимали очень значительное место. В южных и юго-восточных районах Коми края большой популярностью пользовалась игра, которую называли русским словом <лунка>. В ней принимали участие мальчики от 5-6 до 11-12 лет. Каждый игрок выкапывал вдоль прочерченной линии собственную лунку. Глубина лунок не превышала десяти сантиметров, а расстояние между ними - двадцати сантиметров. Определяли двух водящих, занимавших места около крайних лунок. Они катили вдоль линии лунок небольшой шерстяной мяч, обтянутый кожей. Раньше или позже мяч закатывался в одну из лунок. Тот, в чью лунку попадал мяч, поднимал его и бросал в одного из разбегавшихся игроков. Если бросок оказывался метким, то выбитый игрок заменял водящего, закатившего мяч в лунку. В случае неудачи водящего менял промахнувшийся. В селениях по р.Сысола дети очень любили игру "мачен кругцн ворсан" "игра мячом в кругу". Она устраивалась на деревенской улице. На земле прочерчивали круг диаметром четыре-пять метров. В круг входил водящий, выбранный по считалке. Остальные ребята собирались невдалеке и передавали из рук в руки кожаный или резиновый мяч. Затем они занимали места по линии круга. Игроки держали руки за спиной. Каждый делал вид, будто мяч находится именно у него. Водящий стремился определить, у кого в действительности находится мяч. Если он угадывал, то отходил от обладателя мяча на максимальное расстояние. В таком случае попасть в него было чрезвычайно сложно. Если же водящий делал ошибочный прогноз, то сделать меткий бросок было довольно легко. Если в водящего попадали, то ребята шутливо спрашивали: "Ну что, изведал вкус мяча?" Обычно играли тряпичным мячом, обтянутым кожей. Если такой мяч, брошенный сильно и неожиданно, попадал в водящего, то он "изведывал" очень неприятный "вкус". Если бросавший промахивался, то он менялся местами с водящим. В верхневычегодском с.Деревянск мальчики играли в "командира". Эта игра напоминает городки. Она проходила так: играющие делились на две команды. Затем они вкапывали в землю два ряда палочек различной высоты, по одному на каждую команду. В центр помещался "командир" - самая высокая палочка (обычно 20-25 см.). По сигналу игроки обеих команд бросали по вкопанным палочкам свои биты. Побеждала команда, раньше сбившая "командира". В д.Дон и других верхневычегодских селениях одной из наиболее популярных игр был "кляп". Очерчивался широкий круг диаметром около трех метров. Внутри круга устанавливалась нехитрая конструкция из чурбачка и широкой доски, на которую клали кляп - небольшой деревянный цилиндр, ширина которого обычно составляла 5-7 см, а высота - 8-10см. Водящий, выбранный по жребию, наносил битой удар по кляпу, причем делал это так, чтобы кляп летел в сторону других игроков, стоявших в 5-10 метрах от круга. Эти ребята старались выбрать удобное место и отбить своими битами кляп в противоположном направлении. Если отбитый кляп долетал или докатывался до круга, то отбивший его игрок и водящий менялись местами. В некоторых местах Коми края были распространены состязания на воде. Так, в с.Богородск (Корткеросский р-н) мальчики соревновались в скорости переплывания р.Вишеры. В Покче мальчики соревновались в том кто быстрее переплывет р.Верхний Пидж, впадающую в Печору. Другое состязание заключалось в том, чтобы раньше других достать рукой до дна. В подтверждение того, что нырявший действительно сумел достичь дна, он должен был поднять в ладошке камешек или речной ил. Особый интерес представляют такие детские игры, распространенных в коми деревне еще в первой половине ХХ века, как "гöрд гача" ("красноштанный" - одно из наименований домового в к. языке), "Ёма туй" "Дорога к Ёме", "сюн" (синяя глина), в которых явственно прослеживается языческая архаика. Первое известное описание детской игры в домового в коми деревне принадлежит учителю Вологодской духовной семинарии Кайлину. Оно было сделано в конце ХIХ века в верхневычегодском с.Деревянск. "Собираются в один дом несколько парней, закрывают окна, чтобы было темно. Все садятся на лавки и поднимают ноги, чтобы косой или серпом не отсек их домовой. Двери голбца отворяют настежь. Один парень стоит у входа на стуле с клюкой и говорит, ударяя клюкою о стул: "Суседушка, братушка, пет же, пет же и видлы миянлысь сов, ва, няньсö" "Суседушка, братушка, выходи же, выходи же и попробуй нашу воду, хлеб и соль". В это время по половишникам прокатывается домовой в виде куриного яйца. Немного подождавши, открывают сразу окна и все бегут смотреть, домовой или нет. Если бросить в яйцо (домового) поленом, то посыпется очень много золота и серебра". В вымской деревне Весляна Кайлиным было зафиксировано другое наименование домового, виж кок "желтая нога". В этой деревне дети в начале игры также закрывали окна, а перед входом в голбец втыкали нож (ВГА. Ф. 883, оп. 1, д. 182, Л. 4, 16). Вторая запись этой игры принадлежит лингвисту Е.С. Гуляеву. Она была сделана в 1958 г. под названием "Кыдз ворслiм суседушка" "Как играли в суседушку" все в том же Деревянске: "Завесим окна, чтобы нигде не проникал свет, становится ой-ой темно. Нас много, человек пять-шесть. Ведь если один - съест. Туда на пол положим хлеб или еще что-нибудь. У него, у домового, глаз зоркий.
Домовой-братишечка, Вставай-же, вставай Если не встанешь, Кочергой кинем, Если встанешь, Хлебом с маслом накормим!
Затем берем кочергу и залезаем на печь. Оттуда бросаем-грохнем кочергу; затем открываем окна. Слезаем с печи, смотрим, приходил ли домовой. Кинешь кочергой, и, конечно, в хлеб попадешь: "Приходил, съел!" Если положенное оставалось на месте, опять завешиваем окна. На то и несмышленыши. Лишь бы возиться" (Жилина, Сорвачева 1971, С.73). Близкий вариант приглашения домового игроками опубликован известным фольклористом Ю.Г. Рочевым:
"Гöбеч айка, петав, петав Нянь дiнö, да сов дiнö, Кöдзыд юмов ва дiнö" Гобеч айка, выйди-ка, выйдиК хлебу, да к соли,К холодной сладкой водице.
Следует отметить, что участниками игры, как правило, были дети обоих полов в возрасте от пяти до примерно девяти лет. В домового играли летом, когда взрослые были заняты сенокосом и другими хозяйственными заботами, а к их детям собирались сверстники. На нижней Вычегде ребята оставляли у входа в голбец не хлеб с водой, а ножницы. Играющие забирались повыше от пола, после чего вызывали "хозяина подполья". Из голбца, по словам информантов, "поднимался некто в красном и начинал клацать ножницами". Все варианты игры заканчивались возвращением домового в голбец. Если он не делал этого "добровольно", то его следовало сбросить туда железной палкой или кочергой. В этих действиях отчетливо раскрываются представления о пространственной локализации домового в нижней части жилища, проявившиеся также в одном из его наименований гцбцч айка "хозяин голбца". Игры Ёма туй "Дорога к Ёме" и Кар туй "Дорога в город", упоминавшиеся ранее, были зафиксированы А.С. Сидоровым в начале 1920-ых годов в селениях по р.Вашке, на западе Коми края. "Игра состоит в том, что один из детей идет впереди других и, волоча одну свою ступню по пыльной уличной дороге, делает этим непрерывную тропочку, а все остальные следуют за ним по этой тропочке. Интерес игры заключается в том, чтобы тропка была как можно более извилистее, замысловатее : со многими отступлениями в сторону, а иногда и назад, причем время от времени эта тропочка приводит в замкнутый четырехугольник, в котором на время все играющие собираются, а затем тропа и следование по ней продолжается дальше, пока это не надоест играющим". Говоря о генезисе описанной игры А.С. Сидоров отмечал, что "оригиналом для нее послужил городищенский быт", поскольку дорога к поселению и к кладбищу была "известна не всем, а только посвященным" (Сидоров 1926, С. 28). Этот вывод уместно дополнить аргументами иного рода. В игровой хромоте детей и и их движении по намеренно извилистому пути, находящему явные параллели в погребальных обрядах и предписаниях отразились, вероятно, восходящие к глубокой древности представления о путешествии в страну мертвых. Об этом свидетельствует и название "Дорога к Ёме". По мнению В.Н. Белицер, Ёма считалась злым божеством, способным "посылать голод и болезни" (Белицер 1958, С. 318). Тема смерти и потустороннего мира зримо присутствует и в другой детской игре, зафиксированной в начале ХХ в. в сысольском с.Выльгорт В.П. Налимовым. "Летом дети часто роют ямочку около наружных углов избы и играют в похороны. Это предвещает смерть кого-нибудь из членов того дома, около угла которого рыли ямочки. Я лично смог наблюдать ужас взрослых в деревне Седъяков (часть с.Выльгорт), узнавших, что маленькие ребята рыли около их дома ямочки и играли в похороны" (Архив финно-угорского общества. Хельсинки. Suomalajs-Ugrilainen seura. 1.1.38, p. 149). Достоверность этого описания подтверждается данными, полученными в ходе экспедиционных исследований последних лет. Информанты из сысольского с.Ыб и некоторых других селений отмечали, что в ямках хоронили тряпичных кукол, уложенных в небольшие (до 30 см) гробики-колоды.
|